Программа партии «Відродження» в сфере экологии
Тема экологии традиционно важна для Украины – страны, пережившей Чернобыльскую трагедию, страны с огромными техногенными нагрузками на природную среду в промышленно развитых регионах.
За последние четверть века характер экологических рисков в Украине существенно изменился. Необратимое разрушение части предприятий, наносивших наибольший ущерб окружающей среде, снизило экологическую нагрузку, однако возникли другие риски, связанные, прежде всего, с состоянием земель.
1. Городская экология
Несмотря на сокращение промышленного производства, украинские города остаются опасными в экологическом отношении. Две основные экологические проблемы украинских городов – мусор и автомобили.
1.1. Мусор
Необходимо создать условия для своевременной уборки и утилизации мусора. Поскольку местные власти не могут справиться с этой проблемой, требуется вмешательство государства.
Для этого необходимо:
- принять государственную программу строительства полигонов ТБО, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов. Основная проблема при строительстве свалок – выделение под них земли. Чаще всего из-за этого возникают конфликты между властями разного уровня (обычно – город, село). Оказать помощь городам и регионам, которые пытаются решить эту проблему своими силами (например, Житомиру, Купянску);
- принять закон, предоставляющий преференции районам, на территории которых расположены полигоны ТБО и мусоросжигательные заводы;
- принять закон, который бы запрещал «экспорт» мусора за пределы области;
- силами общественности проверить состояние с уборкой мусора в городах, провести всеукраинский конкурс на лучшую уборку и утилизацию мусора.
1.2. Автомобили
На настоящий момент основной загрязнитель воздуха в городах – автомобили. Украина стремится к европейским нормам, и необходимо предметно подойти к вопросу снижения автомобильных выбросов. В частности:
- принять государственную программу поэтапного перехода на норму Евро-5 до 2030 года;
- запретить ввоз на территорию Украины б/у автомобилей, не соответствующих современным экологическим требованиям.
Исключения могут быть предоставлены коллекционным автомобилям, уникальной технике (карьерные самосвалы и т.п.) и военной технике.
1.3. Промышленность.
Мораторий на проверки предприятий и коррупция при проверках сделали привычной практику несоответствия выбросов в окружающую среду и оплаченного экологического налога, привели к отсутствию результативного реагирования органов власти на загрязнение окружающей среды предприятиями.
Поэтому необходимы:
- закон о стимулировании промышленных предприятий к модернизации основных фондов и повышению энергоэффективности, что на местах улучшит состояние окружающей среды;
- закон о действенной системе мониторинга выбросов в окружающую среду промышленными предприятиями;
- пересмотр разрешительных и контрольных функций Министерства экологии, Государственной экологической инспекции, СЭС, местных государственных администраций и других инстанций.
2. Сохранение почв
Чернозем – одно из главных природных богатств Украины. В целом производство высококачественных, экологически чистых продуктов питания могло бы стать одной из ниш, которую бы занял украинский производитель.
К сожалению, украинские земли эксплуатируются откровенно хищнически. Большинство аграрных компаний не соблюдает элементарные правила севооборота.
Здесь необходимы:
- закон об усилении ответственности за бесхозяйственное использование земли. Предусмотреть возможность запрета работать на земле компаниям, не соблюдающим правила севооборота;
- закон, обязывающий производителей не истощать почву непрерывной посадкой «тяжелых» культур (подсолнечник, рапс и т.п.);
- активизация работы государственных служб и общественных организаций, наблюдающих за соблюдением севооборота;
- закон о продовольственной безопасности, который бы определил меры по сохранению поликультурности и экологической чистоты украинского земледелия.
3. Защита вод
Дефицит питьевой воды считается одним из важнейших экологических вызовов современной цивилизации. Украина в полной мере обеспечена питьевой и технической водой, однако ситуация постепенно меняется в худшую для нашей страны сторону. Достаточно посмотреть на состояние Днепра.
В этой связи необходимы следующие меры:
- принятие государственной программы очистки рек, особенно малых;
- усиление ответственности за загрязнение водоемов;
- принятие эффективных мер к борьбе с браконьерством;
- принятие госпрограммы прекращения использования моющих средств, содержащих фосфаты.
4. Сохранение лесов
Массовая вырубка лесов связана с продажей древесины, поэтому меры надо предпринимать против вывоза леса.
Необходимые шаги:
- продление моратория на экспорт лесо- и пиломатериалов в необработанном виде;
- принятие закона, который бы безусловно запрещал вывоз леса-кругляка и серьезно ограничивал бы вывоз древесины малой глубины обработки. В то же время нужен закон, предоставляющий льготы отечественным производителям мебели и другой сложной деревянной продукции;
- принятие госпрограммы восстановления лесов.
5. Сохранение лесозащитных полос
Вырубка лесозащитных полос связана с другой проблемой – необходимостью отопления частных домов.
Тут необходимы следующие меры:
- принятие закона о защите лесозащитных полос;
- обеспечение населения дешевым углем и торфом отечественной добычи для отопления;
- предоставление льгот районам, сохранившим лесозащитные полосы.
6. Добыча янтаря
Стихийная добыча янтаря на территории Ривненской и Житомирской областей превратила несколько районов в зону экологического бедствия.
- Необходимо принятие нового законодательства, которое создало бы на территории Украины рынок для продажи янтаря и ограничило бы его контрабанду.
- Уже сейчас районы добычи янтаря необходимо объявить зоной экологического бедствия и ввести там режим чрезвычайного положения.
7. Ситуация на Донбассе
Ошибки при выводе из эксплуатации ряда шахт и боевые действия на Донбассе создают угрозу экологической катастрофы на территории Украины. Для решения возникших проблем необходимо:
- принятие отдельного закона и государственной программы экологического оздоровления Донбасса;
- создание международного консорциума по экономическому и экологическому восстановлению Донбасса (такая возможность предусмотрена Минскими соглашениями);
- предложить России (а если она, против логики, откажется – принудить ее через международные органы) принять участие в консорциуме и взять на себя основную часть расходов по экологическому восстановлению пострадавшей от войны территории.
Программа партии «Відродження» относительно судебной реформы
Украине нужен справедливый суд, в который можно было бы идти со спокойной совестью. Украине нужен честный и независимый суд, который бы действительно защищал граждан. Украине нужен эффективный суд, решения которого выполняются. Украине нужен доступный суд, в который мог бы обратиться каждый.
1. Справедливый суд
Судебная система у нас по-прежнему нацелена на получение максимального количества обвинительных приговоров. В результате огромное число людей отбывает заключение, хотя надлежащих доказательств суды не получили. Предлагаемые нами меры:
- Общественный контроль над деятельностью судей. Поддержка общественных организаций: их оценка действий судей должна учитываться ответственными структурами судебной системы.
- Организация общественной помощи для организации жалоб в европейские инстанции в случае принятия неправосудных решений.
- Введение суда присяжных для отдельных видов тяжких и особо тяжких преступлений.
- Внесение в украинское законодательство европейских норм обеспечения справедливости судебных решений и гуманизации наказания.
2. Честный суд
Суд должен зависеть только от граждан, но не от власти.
- Мы поддерживаем требование снятия с судей неприкосновенности. Неприкосновенность судей представляет большую угрозу, чем неприкосновенность депутатов.
- Украине нужен только один антикоррупционный суд – тот, который бы занимался принятием решений относительно самих судей. С другими коррупционными делами могут справиться и обычные суды.
3. Эффективный суд
Главная проблема украинской судебной системы – невыполнение судебных решений. Мало добиться победы в суде – надо еще добиться выполнения судебного решения. В этой связи предлагаем:
- Введение механизма общественного контроля над деятельностью исполнительных служб.
- Ужесточение наказаний за неисполнение решений судов.
- Разработать и принять систему исполнения решений европейских и международных судов.
4. Доступный суд
Правовая помощь должна быть доступной для малообеспеченных слоев населения. Поэтому мы предлагаем следующие меры:
- Суды по большинству дел должны проходить в том регионе, где живет истец. Люди не должны тратить деньги на поездки и проживание по месту нахождения суда.
- Минимизация судебного сбора для отдельных категорий граждан. Речь идет не о таких больших средствах, чтобы не погасить их за счет госбюджета.
- Предоставление бесплатной правовой помощи для граждан.
- Система льгот при нотариальном заверении документов. Услуги нотариуса недешевые, но малообеспеченные категории населения должны иметь возможность получить заверенные копии документов по минимальной цене. Система возмещения тут может быть такая же, как при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Подготовленные законопроекты
- №2251а (соавторы – В. Мисик, А. Шипко, А Яценко) – о поощрении и взыскании с заключенных (принят).
- №2252а (соавторы – В. Мисик, А. Шипко) – о гуманизации порядка и условий наказания (принят).
- №2253а (соавторы – В. Мисик, А. Шипко, А Яценко) – об отбывании наказания по месту жительства (принят).
- №2255а (соавторы – В. Мисик, А. Яценко) – об облегчении доступа к правосудию лиц, отбывающих наказание (принят).
- №5534 (А. Яценко) – об отмене «закона Савченко» об учете срока предварительного заключения (принят).
- №6427-д (соавтор – В. Писаренко) – о Конституционном суде Украины (принят).
- №1788 – о признании Римского статуса Международного уголовного суда (фактически эта норма принята в президентском проекте судебной реформы).
- №0913 (соавтор – В. Бондарь) – об исполнении решений Европейского суда по правам человека.
- №2291а (соавторы – В. Мисик, А. Шипко, А Яценко) – о внесении европейских норм в законодательство о предварительном заключении.
- №5358 (В. Писаренко) – о формировании судейского резерва.
- №6243 (соавтор – В. Развадовский) – о приведении УК в соответствие с европейскими нормами.
- №6344 (соавтор – А. Яценко) – о внесении некоторых норм европейского криминального права.
- №6353 (соавтор – А. Яценко) – о преодолении дискриминации.
- №6581 (В. Мисик) – об исключении из КПК норм, противоречащих решениям Европейского суда по правам человека.
Программа партии «Відродження» в сфере борьбы с преступностью
1. Борьба с коррупцией
В Украине создана современная система борьбы с коррупцией, но эффективность этой борьбы остается невысокой. Возникает впечатление, что созданная система независимых антикоррупционных органов отчасти используется с целью противодействия политической оппозиции, отчасти же превратила борьбу с коррупцией в прибыльный бизнес. По нашему мнению, повышение эффективности борьбы с коррупцией лежит в сфере не формирования независимого от общества содружества антикоррупционеров, а ужесточения общественного контроля и наказаний.
Предлагаемые нами меры:
- Повышение зарплат учителям, врачам, сотрудникам правоохранительных органов и создание нетерпимого отношения к бытовому взяточничеству.
- Пожизненный запрет права работать на государственной службе лицам, осужденным за коррупцию.
- Жесткий контроль над расходами чиновников и изъятие в пользу государства имущества, законность приобретения которого не была подтверждена.
- Специальный суд для судей, нарушивших присягу.
- Создание Государственного бюро расследований, которое бы занималось расследованием, в том числе, коррупционных преступлений.
2. Борьба с организованной преступностью
Сейчас в Украине возвращаются времена бандитских разборок 90-х. Организованная преступность маскируется под легальный бизнес и занята рейдерским перераспределением собственности и бизнеса. При этом имеющееся антирейдерское законодательство не работает – на лето 2017 года не было вынесено ни одного предупреждения о преступлении, связанном с рейдерством.
Предлагаемые нами меры:
- Ужесточение антирейдерского законодательства. В частности, категорический запрет использования частных компаний для обеспечения выполнения судебных решений. Действия судебных исполнителей должны сопровождаться только и исключительно силами полиции.
- Судебное преследование лиц, в отношении которых имеется информация об использовании рейдерских схем.
3. Борьба с уличной преступностью
Создание патрульной полиции позволило снизить уровень коррупции в правоохранительных органах, но негативно отразилось на профессионализме полиции и, как результат, – на раскрываемости преступлений и профилактике преступности.
Наши предложения:
- Создание местными громадами муниципальной полиции («муниципальной варты»), которая осуществляла бы основную часть работы по профилактике и пресечению преступлений, а также охранные и контрольные функции.
- Организовать пешеходное патрулирование городов.
- Восстановить дорожную полицию, навести порядок на дорогах и улицах. Нынешняя патрульная полиция не справляется с нарушениями ПДД, которые приобрели массовый характер.
- Содействовать возвращению в правоохранительные органы опытных профессионалов – если не в качестве полноценных сотрудников, то как консультантов и преподавателей.
- Усиление ответственности за распространение алкоголя и наркотиков, а также за преступления, совершенные в состоянии опьянения.
4. Трудоустройство бывших полицейских
В настоящий момент социальная защита сотрудников правоохранительных органов находится на достаточно высоком уровне. Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить работой бывших полицейских после ухода со службы, исключив их переход в криминал.
Мы предлагаем обеспечить рабочие места в:
- общегосударственной полиции (в качестве консультантов и преподавателей);
- местной (муниципальной) полиции;
- в частных детективных агентствах.
Подготовленные законопроекты
- №2114 (соавторы – В. Мисик, В Развадовский) – о Государственном бюро расследований (принят).
- №3303 (соавторы – В. Барвиненко, В. Развадовский, В. Мисик, А. Яценко) – о социальной защите бывших сотрудников органов внутренних дел и членов их семей (принят).
- №3254-д (соавторы – В. Барвиненко, В. Развадовский) – о криминализации контрабанды опасных веществ и частей оружия (принят).
- №3365 (А. Яценко) – об ограничении права на проведение негласных следственных действий.
- №3726 (соавторы – В. Барвиненко, В. Развадовский, В. Мисик, А. Яценко) – о частной детективной деятельности.
- №4109 (соавторы – В. Барвиненко, А. Шипко, А. Яценко) – об ужесточении ответственности за взяточничество (включая пожизненное заключение и пожизненное лишение права занимать определенные должности).
- №4441 (В. Писаренко) – о льготах на пользование жильем и ЖКУ для работников полиции.
- №6049-1 (соавторы – Г. Бобов, А. Шипко) – о противодействии рейдерским захватам земли.
- №6259 (В. Мисик) – о специальной правовой защите бывших работников правоохранительных органов.
- №6289 (соавтор – Ю. Шаповалов) – о порядке подачи электронных деклараций чиновников.
- №6556 (соавтор – В. Барвиненко) – о совершенствовании законодательства о Нацгвардии (предоставление права составлять протоколы об административных правонарушениях и т.п.).
Платформа партии в вопросах децентрализации
Децентрализация является одной из ключевых проблем современной Украины. Однако осуществляется она сейчас противоречиво: реформа, которая должна увеличить влияние громад на власть, фактически проводится самой этой властью. В результате децентрализация превращается в централизацию.
Децентрализация в Украине должна предполагать следующие обязательные пункты:
1. Децентрализация финансов
Уже пятое по счету правительство Украины отчитывается об увеличении финансирования местных бюджетов. Их доходы действительно растут, но при этом ситуация остается противоречивой.
Местные власти все еще зависимы от центра: правительство может забрать выделенные им же средства – или прямо (просто не выделить), или косвенно (возложив на местные советы новые расходы, как это было с профессионально-техническим образованием). Понятно, что в этих условиях местные власти не заинтересованы в эффективном расходовании полученных средств – завтра ведь их может и не оказаться. Поэтому с мест постоянно приходит информация о том, что средства местного самоуправления «зависают» на депозитных счетах.
Украине нужен новый Бюджетный кодекс, построенный по европейской модели – когда не центральный бюджет финансирует местные, а налоги собираются на местах, и средства отчисляются в вышестоящие бюджеты.
В таком случае местное самоуправление будет заинтересовано в экономическом развитии территории и создании новых рабочих мест – ведь результатом будет увеличение местного бюджета. Финансовая децентрализация – ключ к экономическому росту.
2. Добровольность
Административно-территориальная реформа не должна спускаться сверху. Любые меры по реформированию нужно осуществлять на основе строгой добровольности. Т.н. «добровольное объединение территориальных громад» уже превратилось в свою противоположность – административную обязаловку и показуху.
Необходимо пересмотреть закон о добровольном объединении территориальных громад: у них должна быть возможность, а не обязанность объединяться. Те преимущества, которые получают объединенные территориальные громады, вполне могут иметь и обычные – необъединенные.
Группа «Партия «Відродження» уже обращала внимания на эту проблему, предложив законопроект №2067а, не включенный в повестку дня.
3. Прямая демократия
На местном уровне должны более широко использоваться формы прямой демократии. Возможно большее число местных проблем (начиная с названия населенного пункта, границ госпитального округа и т.п.) следует решать на местных референдумах.
Украине нужен закон о местном референдуме, который бы допускал максимально широкое использование этого инструмента.
4. Экономическое многообразие
Регионы Украины нуждаются в различных режимах экономического самоуправления. Государственная бюрократия заинтересована в единообразии, но разным регионам требуется приоритетное развитие определенных отраслей.
Именно поэтому наша депутатская группа поддерживает предлагаемые народными депутатами от Одесской и Черкасской областей законопроекты о создании специальных экономических зон.
5. Экономическая самостоятельность
Местным громадам необходимо предоставить как можно большие возможности в использовании земель и имущества в своих границах. Именно такие ограничения не позволяют развиваться экономике на уровне населенных пунктов.
Решению этой проблемы служит поддержанный нашей депутатской группой законопроект №4355.
6. Конституционные изменения
Торможение конституционной реформы 2015-2016 годов было обусловлено двумя факторами:
- наличием в проекте спорной нормы об «особом статусе» Донбасса;
- отсутствием гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Препятствия для принятия изменений Конституции будут сняты, если отказаться от нормы об «особом статусе» и предварительно внести изменения в Бюджетный кодекс. Решение вопроса деоккупации и реинтеграции неподконтрольных Украине территорий от этого не пострадает, напротив – запуск полноценной децентрализации лишит силы обвинения в том, что наша страна не выполняет Минские соглашения. Громады же неподконтрольных территорий убедятся, что будут иметь в Украине значительно больше возможностей.
Программа партии «Відродження» в сфере внешней политики
1. Основные принципы внешней политики
Главным принципом внешней политики Украины мы считаем экономический национализм. Это значит, что любые внешнеполитические решения должны приниматься, исходя из экономических интересов Украины.
Сейчас, к сожалению, во многом действует примат идеологии – евроинтеграция во имя евроинтеграции, разрыв со странами Таможенного союза во имя разрыва со странами Таможенного союза. Интерес же Украины не учитывается.
Примером реализации политики экономического национализма может служить Грузия. Эта страна:
- продолжает последовательно проводить курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию;
- считает войну 2008 года российской агрессией;
- не признает отделения Абхазии и Южной Осетии;
- восстанавливает выгодные для нее экономические отношения с Россией.
Эта политика должна являться примером и для Украины: не уступать в принципиальных вопросах и делать все для развития собственной экономики, для повышения уровня жизни граждан.
Второй важнейший принцип – учет общественного мнения. В соответствии с Конституцией, Украина – демократическое государство, источником власти в котором является народ.
Соответственно, все важные решения должны приниматься с учетом мнения избирателей. В частности, такие важнейшие, непосредственно отражающиеся на жизни большинства граждан решения, как членство в ЕС или НАТО, сотрудничество с МВФ и т.п., должны приниматься только всенародным референдумом.
2. Основные внешнеполитические цели
2.1. Поиск рынков сбыта, источников инвестиций и технологий
«Экономикоцентричность» внешней политики определяет прагматичный подход к отношениям с другими странами. В первую очередь нас интересует, чем взаимоотношения с той или иной страной могут помочь украинской экономике. И уже во вторую – все прочие обстоятельства.
Украине нужно сотрудничать со странами, которые будут потреблять продукцию украинской промышленности и сельского хозяйства. Надо понимать, что внутренний рынок ЕС заполнен собственной продукцией, к иностранным производителям применяются жесткие ограничения. И даже когда мы добьемся пересмотра Соглашения об ассоциации, доступ украинской продукции на очень объемный европейский рынок все равно будет ограничен. В реальности же украинскую экономику спасло и спасает сотрудничество со странами Азии и северной Африки. Именно о развитии отношений с этими регионами надо думать в первую очередь.
Источник инвестиций и технологий для Украины – страны ЕС, США и Китай. Украине необходимо создавать такие условия, чтобы, входя на наш рынок и пользуясь нашими инфраструктурными возможностями, иностранный бизнес вкладывал деньги в украинскую экономику.
2.2. Обеспечение безопасности страны
Аннексия Крыма и события на Донбассе наглядно показали, что имеющиеся международные механизмы обеспечения безопасности не сработали. Будапештский меморандум оказался именно меморандумом – напоминанием. Однако в решающий момент все подписанты либо забыли о содержании документа, либо не предприняли мер, которые бы позволили действительно остановить агрессию.
Очевидно, что обеспечение безопасности требует новых шагов, прежде всего заключения оборонительных соглашений и отказа от внеблокового статуса Украины.
3. Задачи внешней политики
3.1. Продолжение европейской интеграции
Сейчас, когда Соглашение об ассоциации с ЕС вступило в полную силу, наша задача – заставить его работать в интересах Украины. Даже в Европе многие политики и эксперты считают, что Соглашение неравноправное и не учитывает потребностей украинской экономики.
Мы должны получить максимум преференций со стороны Европейского союза. В этом отношении партия «Відродження» поддерживает инициативу президента Порошенко, который на последнем саммите «Украина-ЕС» призвал европейских партнеров к предоставлению дополнительных возможностей для Украины и украинцев. Мы считаем необходимым пересмотреть условия Соглашения об ассоциации с тем, чтобы зона свободной торговли была не только для европейских производителей в Украине, но и для украинских – в Европе.
3.2. Расширение сотрудничества со странами Азии и северной Африки. Нам необходимо заключение долговременных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, а в случае с основными партнерами (Египет, Турция, Индия, возможно, Китай и Беларусь) надо ставить вопрос о приоритетном статусе отношений, возможно, о создании зон свободной торговли.
3.3. Необходимо реформировать МИД так, чтобы основной задачей украинских дипломатов была именно забота об украинской экономике. Следует расширить соответствующие отделы и насытить их кадрами (возможно, из бизнеса). Требуется также пересмотреть программы подготовки дипломатических кадров, усилив именно торгово-экономическое направление.
3.4. Необходимо заключение оборонительных соглашений с соседними странами и даже, возможно, создание оборонительного альянса с Молдовой, Грузией и Азербайджаном.
3.5. Надо понимать, что НАТО является единственной в современном мире эффективной структурой, которая в состоянии обеспечить безопасность своим участникам. Поэтому членство в Альянсе отвечает стратегическим интересам Украины. Однако решение о вступлении в НАТО может приниматься только всенародным референдумом, а переход на НАТОвские стандарты должен обеспечиваться украинской промышленностью.
Программа партии «Відродження» по реформе ЖКХ
Тема ЖКХ в нашем климатическом поясе является вопросом не «предоставления услуг» или получения прибыли, а выживания нескольких десятков миллионов человек.
Проблема ЖКХ в Украине включает три составляющие:
1) размер коммунальных тарифов;
2) качество предоставляемых услуг;
3) состояние коммунальной инфраструктуры.
1. Коммунальные тарифы
Смысл проводимых в этой сфере реформ состоял в том, чтобы исключить коррупционные схемы при распоряжении средствами, полученными от оплаты ЖКУ и установить социальную справедливость. Идея состояла в том, чтобы исключить погашение разницы между себестоимостью услуг и тарифами за счет государства и ввести погашение разницы между тем, что люди должны и могут оплатить за счет субсидий, выделяемых государством же.
В результате удалось реализовать схему, когда богатые платят за бедных, но:
- потенциально коррупционные схемы сохранились (поскольку за коммуналку по-прежнему платит госбюджет);
- резко ухудшилось положение тех слоев населения, которые не могут по каким-то причинам оформить субсидии;
- повышение тарифов привело к тому, что почти все полученные от субсидий суммы идут в прибыль «Нафтогазу».
Что предлагает сделать партия?
Во-первых, фракция «Відродження» зарегистрировала в Верховной Раде проект постановления о проведении аудита коммунальных тарифов. Мы полагаем, что механизм формирования тарифов несовершенен, а правительство сознательно нарушает норму о социальности украинского государства.
В зависимости от результата аудита будет приниматься решение относительно желательных изменений механизмов формирования тарифов и государственного финансирования отрасли. Однако очевидно, что «Нафтогаз» не должен получать прибыли за счет осуществления своей социальной функции, какой и является предоставление топлива для ЖКХ.
Во-вторых, мы предлагаем ужесточить ответственность за нарушение правил формирования коммунальных тарифов. Такой законопроект уже внесен в ВР.
В-третьих, в целом нам представляется правильной практика предоставления адресных субсидий, но существующая сейчас схема не до конца отработана. Фракция уже предложила законопроект об упрощении получения субсидий для ряда категорий граждан. Он был принят Радой, но заветирован президентом. Тем не менее, мы будет и дальше продолжать работу в этом направлении.
В-четвертых, мы будем требовать разработки и принятия государственной программы снижения тарифов для населения. В частности, энергоносители собственной добычи должны направляться на нужды ЖКХ не по рыночной, а по социальной цене, максимально приближенной к себестоимости.
В-четвертых, на протяжении периода поиска оптимальной модели коммунальных тарифов должен действовать мораторий на изъятия имущества за долги по оплате ЖКУ. Такой законопроект также зарегистрирован в Раде.
2. Качество услуг
Несмотря на резкий рост коммунальных тарифов, качество предоставляемых услуг не только не выросло, а ухудшилось.
Так, в большинстве городов Украине летом не подается горячая вода. Более того, это несчастье докатилось и до значительной части Киева. Хотя при действующих тарифах теплокоммунэнерго должны быть очень заинтересованы в поставках. О температуре воды теплоносителя в системах отопления, о качестве бытового газа и пр. и говорить нечего…
Для того, чтобы решить эту проблему, партия предлагает:
Во-первых, прекратить манипуляции с санитарными нормами. ЖКХ должно обеспечивать нормальные условия жизни граждан.
Во-вторых, необходимо ужесточить государственный контроль над предоставлением коммунальных услуг и усилить ответственность за нарушение правил их предоставления.
Украина нуждается в созданной на основе государственно-общественного партнерства жилищно-коммунальной инспекции. ЖКИ будет не только контрольной инстанцией, но и источником кадров для органов местного самоуправления.
3. Состояние коммунальной инфраструктуры
Состояние инфраструктуры в стране близко к критическому. Достаточно вспомнить два факта последнего времени – мусорная проблема во Львове и неоднократные прорывы магистралей высокого давления во время гидравлических испытаний в Киеве. Очевидно, что предприятия, предоставляющие услуги населению, с этой проблемой справиться не могут.
Партия предлагает принять государственную комплексную программу замены и модернизации коммунальной инфраструктуры до 2040 года. За основу можно взять уже реализованные проекты, вроде проекта реконструкции теплосетей в Днепре.
Проект должен включать следующие основные направления:
- реконструкция котельных и теплоцентралей;
- замена магистральных трубопроводов;
- капитальный ремонт и повышение энергоэффективности жилья;
- реконструкция очистных сооружений водоканалов;
- реконструкция аэраторных станций;
- строительство новых и реконструкция старых полигонов по захоронению ТБО, строительство мусоросжигательных заводов и мусоросортировочных комплексов.
Некоторые шаги в этом направлении партией уже делаются, в частности, зарегистрирован законопроект о капитальном ремонте домов, передаваемых в ОСМД, за счет средств государственного и местного бюджетов.
Подготовленные партией законопроекты
- №4218 – проект постановления о проведении аудита обоснованности тарифов на ЖКУ.
В проекте предполагается, что механизм формирования тарифов несовершенен, а правительство сознательно нарушает норму о социальности украинского государства.
- №5250 (соавтор – В. Гуляев) – о моратории на штрафные санкции из-за неоплаты ЖКУ.
- №2065а (В. Ничипоренко) – об усилении ответственности за нарушение правил формирования тарифов.
- №3332 (соавтор – В. Гуляев) – о капитальном ремонте домов перед передачей его в ОСМД.
Предлагается проводить ремонт за средства государственного и местного бюджетов, а не средства ЖЭКов, как предполагается в действующем Жилищном кодексе.
- №6465 (соавтор – В. Писаренко) – о запрете размещать в нежилых помещениях многоквартирных домов без согласия жильцов предприятия общественного питания и магазины, торгующие спиртным.
- №4364 (В. Гуляев) – о передаче документов на дом ОСББ.
Экономическая программа реализации стратегии "Собственный путь Украины" по выходу из кризиса и развитию страны
Сегодня жизнь дает все больше аргументов, что проблемы Украины не будет решать ни Европа, ни США, ни Россия. Если мы говорим о будущем Украины и программе ее возрождения, то всем нам нужно понимать, что делать это будут не европейцы, не американцы, не россияне. Делать это должны и будут только сами украинцы.
Самое негативное в нынешней ситуации заключается в том, что у власти нет долгосрочной стратегии, стратегического понимания, что делать и как делать. Все в основном сфокусировано на текущих проектах. Программ стратегического развития у правительства нет. И в обществе нет единого понимания стратегии выхода из кризиса. Одни продолжают искренне верить в то, что Европа поднимет нас до своего уровня, до европейских пенсий и зарплат. Другие уверены в обратном – в том, что у нас нет никаких перспектив без восстановления связей с Россией, отношения с которой испорчены на десятилетия. Но страна не может ждать десятилетия. И это понимает все больше людей, начинающих осознавать, что путь динамичного развития и выхода из кризиса у Украины особый – это прагматичная стратегия здравого смысла и опора в первую очередь на свои силы.
Приверженцем именно такого пути Украины является партия «Відродження». Наша цель – возрождение Украины как современного экономически развитого государства. Средствами достижения этой цели мы видим здравый смысл, экономический национализм и прагматизм.
Что бы ни обещали сегодня людям разные политики, именно здравый смысл должен подсказать всем, что лозунги не заменят обязательной цепочки и последовательности наших действий. Пока не будет восстановлена экономика, до тех пор никак не сможет подняться уровень жизни, пенсии и зарплаты не сравняются с европейскими. Рассчитывать на повышение социальных стандартов в условиях умирающей экономики бессмысленно. Сначала – экономика, а потом – благосостояние.
Реализуемый сегодня путь формирования из Украины аграрного сырьевого придатка стран «золотого миллиарда» – прямой путь в тупик. После того как все природные и человеческие ресурсы будут высосаны из страны, для Украины не останется перспектив развития и шанса сохранить свою целостность.
Без мощной экономики, без собственного военно-промышленного комплекса, без развития науки и наукоемких отраслей, без выхода на мировые рынки с высокотехнологичной и конкурентоспособной продукцией невозможна по-настоящему независимая страна с боеспособной армией, с сильной социальной политикой.
Здравый смысл подсказывает, что возродить экономику Украины можно и нужно за счет трех главных направлений – крупной индустрии, аграрного сектора, малого и среднего бизнеса.
В первую очередь мы должны опираться на собственные силы и ресурсы, которых у страны осталось немало: это удобное географическое положение перекрестка мировых торговых путей, наличие 2/3 мировых запасов чернозема, обилие пресной воды, необходимой для сельского хозяйства, благоприятный климат, запасы полезных ископаемых – от газа до железной руды. И главное – это человеческий капитал, образованные, профессионально подготовленные люди.
Пора перестать жить в иллюзиях – опираться надо на здравый смысл. Никто извне не придет и не сделает нас счастливыми и богатыми. Если мы хотим жить, как в Европе, то надо строить Европу самим в своей стране.
Наша задача – выйти на ежегодное увеличение ВВП на 7-8 % за счет развития украинской промышленности. Это обеспечит поступления 42-50 млрд грн в бюджеты всех уровней, что позволит реально улучшить жизнь украинцев.
Вокруг нашей стратегии, наших идей, нашего понимания экономического национализма и прагматизма собирается все больше и больше людей. Партия чувствует на себе эту ответственность за возрождение Украины и в 2018 году намерена еще больше активизировать работу в этом направлении. Всеми способами и на всех площадках мы будет доказывать и отстаивать право Украины на то, чтобы иметь свой особый национальный курс развития как единственный путь выхода из масштабного кризиса.
Мы готовы объединять вокруг этой идеи экономического возрождения Украины людей здравого смысла. Людей, готовых оставить в стороне пустые иллюзии и экономически необоснованные надежды, занявшись возрождением экономики Украины, а значит, и возрождением всей страны.
1. Принципы экономического возрождения Украины
В основе наших подходов к возрождению экономики лежит экономический национализм.
Это значит, что экономическую политику страны должны определять не пожелания международных партнеров и заимодавцев, не «конъюнктура мирового рынка», а исключительно интересы самой страны и граждан Украины.
Составляющие политики экономического национализма:
- Протекционизм – государственная поддержка ориентированных на экспорт отраслей и предприятий. Основой эффективной экспортно-ориентированной экономики должно стать высокотехнологическое, наукоемкое машиностроение. Экспортно-ориентированные отрасли обеспечивают основной приток валютных поступлений в страну. Если производимая в стране продукция не находит сбыта на внешних рынках, то дефицит валюты ведет к росту внешних заимствований и, как следствие, к нищете народа. Только в 2015 году темпы падения экспорта по сравнению с первым полугодием 2014 года ускорились в семь раз. Эти потери до сих пор не компенсированы. В год Украина недополучает около 20 млрд долларов. При этом очередной миллиард долларов кредита МВФ подается как достижение власти.
Открыв внутренний рынок, Украина не получила доступа к рынкам ЕС, квоты для украинской продукции мизерные.
- Защита внутреннего рынка (импортозамещение).
В любой стране мира приоритетным является внутренний рынок, главные инвесторы которого – государство и народ. Именно внутренний рынок позволяет развиваться малому и среднему бизнесу. Внутреннее потребление и развитие национального рынка играют ведущую роль в экономическом росте. Это особенно наглядно проявляется в случае с Китаем. Политика опоры на внутренний рынок привела к снижению доли внешней торговли в ВВП с 70,5% в 2006 г. до 39,1% в 2016 г. В Украине же, напротив, доля внешней торговли товарами и услугами в ВВП увеличилась с 88,1% в 2006 г. до 97,4% в 2016 г. Это подчеркивает критическую зависимость экономики Украины от внешних рынков.
В результате подписания Соглашения о вступлении в ВТО и Соглашения об ассоциации с ЕС мы открыли свои рынки. Украинцы, покупая импортную продукцию, инвестируют и развивают не собственную экономику, а зарубежную.
На товарах, покупаемых внутри страны, должен зарабатывать не иностранный производитель, а отечественный.
Сегодня в страну завозят продукцию, которую Украина способна производить сама. Это в первую очередь касается такой продукции, как минеральные удобрения, сельскохозяйственные машины, товары легкой промышленности.
Государственная политика импортозамещения должна привести к тому, что для иностранных компаний, желающих торговать своей продукцией, будет выгодней открывать дочерние предприятия в Украине.
Сегодня стоит задача защитить украинского производителя за счет тарифов и акцизов, сделать его продукцию более конкурентоспособной на внутреннем рынке. Украинский производитель должен иметь преференции при бюджетных закупках. Государственные заказы нужно размещать на украинских предприятиях. В долгосрочной перспективе, если таких промышленных объектов нет, их нужно строить, покупая технологии. Для таких предприятий государство должно создавать режим наибольшего благоприятствования. За счет квот на импортную продукцию мы должны защитить внутренний рынок. Тогда, учитывая высококвалифицированную рабочую силу и более низкий уровень зарплат украинских рабочих, иностранным компаниям станет выгодно размещать производство в Украине, завозить в страну технологии. Мы получим новые рабочие места и продукцию европейского качества, но украинского производства. При политике импортозамещения малый и средний бизнес, который не имеет экспортных амбиций и возможностей, сможет развиваться за счет внутреннего рынка.
- Государственное планирование: активное участие государства в развитии экономики.
Государство должно определять стратегические направления развития экономики, а государственные предприятия – быть лидерами отраслей.
Современная рыночная экономика не означает отсутствия государственного планирования экономики. В условиях, когда страна находится в экономическом кризисе, стратегическое планирование жизненно необходимо. Государство должно не только регулировать, но и лоббировать интересы украинских компаний, открывая для них внешние рынки. Государственное планирование позволяет бизнесменам видеть перспективу, делая привлекательными долгосрочные проекты. Имея стратегию развития экономики и планирование, государство может предоставлять на определенный период льготы и преференции, обеспечивающие устойчивое и динамичное развитие тех или иных отраслей экономики.
1.1. Принципы внешнеэкономической политики (протекционизм)
Исторически экономика современной Украины складывалась как экспортно-ориентированная, активно развивались экспортные отрасли: металлургия, машиностроение и сельское хозяйство. За счет этих отраслей в независимой Украине обеспечивалось содержание социальной инфраструктуры, низкие коммунальные тарифы, льготы граждан. Страна не находилась в такой зависимости от внешних заимствований, как сегодня.
За последние годы возник экономический дисбаланс, когда резко упали экспортные поступления. Власть открыла внутренний рынок для импорта, практически ничего не делая для поддержки экспортного потенциала страны. Как результат, за 9 месяцев 2017 года отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины составило 1,205 млрд долл.
Государство должно определить приоритетные направления экспортного потенциала страны, разработать детальную программу государственной поддержки экспортеров – от налоговых льгот до доступа к недорогим кредитам, лоббировать продвижение украинской продукции на внешних рынках. Главная цель такой политики – не выпрашивать деньги в качестве помощи и кредитов, а зарабатывать их для страны.
В рамках этой политики необходима поддержка, в первую очередь, экспортеров с высокой долей добавленной стоимости, наукоемкого машиностроения. Государственной политикой должно быть стимулирование продажи оборудования, а не сырья.
«Экономическая дипломатия» должна стать одним из приоритетов работы МИД, выполняя роль координатора работы по продвижению украинского экспорта.
Для устранения дефицита внешней торговли необходимо, чтобы коэффициент покрытия экспортом импорта достиг отметки более единицы с устойчивой тенденцией к росту. Этого можно добиться при снижении импорта не менее, чем на 8%, с одновременным увеличением товарного экспорта не менее, чем на 5%. Или необходимо увеличение экспорта как минимум на 12%.
Для стимулирования экспорта отечественных товаров партия предлагает:
- оказывать всестороннюю техническую, информационную и промоутерскую поддержку экспортерам, в первую очередь, создающим продукцию с высокой долей добавленной стоимости (наукоемкое машиностроение, IT-сфера);
- обеспечить своевременный возврат НДС;
- предусмотреть непрямое субсидирование национальных экспортеров, в первую очередь, выходящих на внешние рынки с уникальной продукцией;
- упростить процедуру лицензирования экспорта ВПК и товаров двойного назначения;
- обеспечить поддержку государством предприятий, которые перерабатывают импортное сырье с последующим экспортом готовой продукции (толлинг);
- разработать гибкую систему государственного долгосрочного кредитования экспортной деятельности;
- внедрить эффективную систему страхования рисков экспортеров.
Эти первоочередные меры по поддержке национальных экспортеров позволят увеличить экспорт товаров на 5-10%.
Таким образом, партия предлагает реалистичный путь перехода во внешней торговле от дефицита к профициту. Без этого перехода невозможно финансировать обслуживание и погашение внешнего долга, получить ресурсы для опережающего развития, создать инвестиционный потенциал для структурного и технологического обновления экономики и решения социальных проблем.
1.2. Защита внутреннего рынка (импортозамещение)
Исходя из идеологии экономического национализма, партия считает первоочередным приоритетом решение двуединой задачи – защиту внутреннего рынка с расширением внешнеэкономической экспансии отечественных товаропроизводителей на внешние рынки.
Для защиты национального рынка от засилия импортной продукции, особенно низкого качества, партия предлагает предельно закрыть внутренний рынок в тех рамках, которые позволены Соглашением об ассоциации с ЕС и условиями ВТО. В частности, с использованием узаконенных в международной торговой практике нетарифных ограничений импорта, призванных смягчить ущерб, который наносит национальной экономике резкий рост импорта иностранных товаров. Среди таких ограничений можно выделить:
- пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров;
- квотирование импорта тех видов продукции, которые традиционно производятся внутри страны;
- ужесточение санитарных и фитосанитарных норм, требований к таре и маркировке;
- стимулирование импортозамещения путем введения требования о местной составляющей в продукции на уровне не менее 25%, что создаст условия для производства зарубежными и отечественными производителями аналогов импортной продукции внутри страны.
Также необходимо:
- Создание условий для производства аналогов импортной продукции внутри страны. Необходимо создать такие условия, при которых иностранной компании было бы проще построить завод в Украине (плата зарплаты украинским рабочим и налоги – в украинские бюджеты), а не ввозить сюда готовую продукцию из-за рубежа.
- Обеспечение высокой емкости внутреннего рынка за счет активной социальной политики. Принятие государственной программы занятости.
- Предельное закрытие внутреннего рынка в тех рамках, которые позволены Соглашением об ассоциации и условиями ВТО. Активное использование нетарифных ограничений, особенно в тех сферах, где доказано низкое качество поставляемой продукции (в частности, в фармацевтике.
Применение данных мер уже в ближайшее время позволит обеспечить снижение некритического импорта на 8%.
1.3. Государственное планирование
Партия исходит из необходимости активного участия государства в экономической жизни.
- Переход к планированию социально-экономического развития. Необходимо планирование не только макроэкономических показателей, но и конкретных результатов экономики в ключевых сферах (строительство, наукоемкое машиностроение и т.п.).
- Активное осуществление государством инфраструктурных проектов. Это типичный для всех государств в кризисные моменты способ повышения занятости, оживления внутреннего рынка и производства. Принципиально важным является использование отечественных материалов и рабочей силы.
- Отказ от сотрудничества с Международным валютным фондом – предлагаемая им стратегия не только не способствует улучшению ситуации в стране, но и провоцирует ее ухудшение.
2. Политика в отношении государственной собственности
Все имущество, которое можно было продать, продано. Ожидаемый эффект достигнут не был. Задача государства – обеспечить эффективное управление имеющимся государственным имуществом.
- Продажа государственного имущества должна быть пообъектной и только в тех случаях, когда это целесообразно с социально-экономической точки зрения.
- Не реприватизация, а национализация. Национализация активов с последующей перепродажей выглядит коммерческой схемой с участием государства. Т.е. актом коррупции. Национализация предполагает сохранение полученного имущества в государственной собственности как минимум до того момента, пока это оправдано экономически.
- Проведение ревизии государственных предприятий, структуры их собственности и торговых связей. Олигархические холдинги не должны иметь блокирующего пакета акций в государственных предприятиях. Паразитарные структуры нужно отстранить от поставок и продажи продукции госпредприятий.
- Корпоративизация без приватизации: работники государственных предприятий должны быть максимально заинтересованы в эффективности их работы и иметь защищенное законом право на участие в управлении предприятием.
3. Промышленная политика
Промышленное производство – именно та сфера, которая позволяет производить товары с максимальным добавлением прибавочной стоимости. Поэтому развитие промышленности является условием построения конкурентоспособной экономики.
В то же время восстановление тех крупных предприятий, которые достались Украине от СССР, зачастую не имеет смысла, поскольку утрачены и огромные госзаказы, делавшие их экономически состоятельными, и кооперационные связи, и традиционные рынки сбыта, и даже сами технологии, на основе которых они были построены.
На сегодняшний день в Украине нет министерства промышленной политики, поэтому нет ни программ, ни стратегии сохранения и развития промышленного потенциала. Таким образом, для реиндустриализации Украины необходимо прежде всего создать координирующий орган – Министерство промышленной политики и реконструкции.
Задачи министерства — формирование стратегии промышленной политики, инициативы по созданию нормативной и законодательной базы развития индустрии, реализация государственной политики по возрождению промышленности.
Программа реиндустриализации должна предполагать не только сохранение эффективных промышленных предприятий, но и создание новых. При этом мы исходим из необходимости решения следующих задач:
- Сохранение и развитие высокотехнологичных, наукоемких производств, конкурентоспособных на внешних рынках. «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» (Южмаш), «Авиант», «Турбоатом», «Мотор-Сич», «Заря-машпроект» – эти и другие предприятия должны получить специальный статус национального достояния и особые возможности для развития.
- Формирование нового индустриального ядра из относительно небольших, но мобильных высокотехнологичных, наукоемких предприятий, ориентированных на экспорт. Надо иметь в виду, что Украина, входящая в зону свободной торговли с ЕС, очень выгодна как место для размещения производств азиатских (прежде всего китайских) компаний.
- Стимулирование создания импортозамещающих производств, в том числе, строительство заводов известных торговых марок для работы на территории Украины.
- Восстановление местной промышленности, ориентированной на потребности внутреннего рынка. Основные направления работы этих предприятий будут определяться в регионах в зависимости от наличных ресурсов и потребностей рынка.
- Формирование новой структуры кооперативных связей, замкнутых внутри Украины. Промышленность должна связывать между собой регионы, а не страну с другими странами.
4. Энергетическая политика
Украина традиционно являлась энергоизбыточной, и этот ее статус необходимо сохранить. Экспорт электроэнергии – важный элемент внешнеторговой деятельности Украины.
В энергетической политике мы видим следующие направления:
- Сохранение ядерной генерации при условии ее безопасности и многовекторности. По мере вывода из эксплуатации старых АЭС необходимо строить новые на основе европейских и американских технологий. В условиях постепенного отказа стран ЕС от собственной ядерной генерации Украина может стать поставщиком электроэнергии для них.
- Реконструкция тепловой генерации с тем, чтобы она могла работать на низкокачественных углях. Отказ от генерации на газе и мазуте. В перспективе – отказ от тепловой генерации в принципе.
- Восстановление гидрогенерации на малых реках.
- Развитие инновационных методов генерации, в первую очередь на возобновляемых источниках.
- Развитие аккумулирующих технологий (ГАЭС и др.).
5. Аграрная политика
Сельское хозяйство традиционно является одной из важнейших отраслей украинской экономики, причем значение его растет. Развивая сельское хозяйство Украины, мы должны исходить из двух целей.
Во-первых, необходимо обеспечить продовольственную безопасность Украины. Наша страна не должна быть моноотраслевой «аграрной сверхдержавой», производящей зерно, но закупающей продукты питания. Украине необходимо сохранить полный спектр производства продукции сельского хозяйства и иметь возможность насытить внутренний рынок своими продуктами.
Во-вторых, следует учитывать, что продовольствие в современном мире становится одним из стратегических ресурсов. Поэтому необходимо усиливать экспортный потенциал украинского сельского хозяйства. При этом нужно ориентироваться на продажу продукции с возможно большей долей добавленной стоимости – продавать не зерно, а готовые продукты.
Базовые идеи аграрной политики партии закреплены в соответствующих законопроектах и предполагают:
1) Закрепление на уровне Конституции нормы, согласно которой основой сельскохозяйственного производства в Украине является фермерское хозяйство.
2) Земля в Украине должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Сохранение моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения до тех пор, пока не будут созданы условия для введения рынка (снижение уровня коррупции, необходимая инфраструктура, жесткий контроль над использованием).
3) Для придания фермерским хозяйствам крупнотоварного характера и защиты интересов селян от посреднических структур предлагается развитие производственной и торгово-обслуживающей кооперации.
4) Необходимо законодательно защитить права селян и фермеров на землю и принять антирейдерский закон.
5) Возвращение ранее отмененных льгот сельским производителям.
Учитывая, что мы видим сельское хозяйство Украины высокомеханизированным и производящим продукцию высокой степени обработки, предлагаем следующие меры:
- Принятие государственной программы развития сельскохозяйственного машиностроения, включая создание условий для открытия на территории Украины производств – мировых лидеров по изготовлению такой техники.
- Стимулирование создания перерабатывающих предприятий: упрощение выделения земли, льготное кредитование, льготный ввоз оборудования.
- Стимулирование интеграции работы сельскохозяйственного производства с IT-технологиями, включая системы мониторинга культур, использование беспилотных летательных аппаратов, инновационных методов управления транспортными потоками при помощи спутниковых систем навигации.
- Стимулирование снижения энергоемкости сельскохозяйственного производства за счет применения альтернативных источников энергии – биогаза и твердого топлива, включая энергоемкие культуры, такие как энергетическая верба, тополь и т.д.
- Поиск новых рынков для украинской аграрной продукции, заключение долговременных соглашений о поставках продовольствия.
6. Политика в сфере услуг
Одной из основных тенденций современной мировой экономики является повышение доли сферы услуг в ВВП. Очевидно, что Украина должна воспользоваться имеющимися у нее возможностями в этой отрасли.
Во-первых, речь идет о транспортных и логистических услугах. Украина занимает крайне выгодное географическое положение, и тут перед украинской властью стоят следующие задачи:
- Подключение к проекту «Великий шелковый путь» с обеспечением транспортных коридоров (сухопутного и морского) в направлении Южной Европы.
- Сохранение существующих транспортно-логистических возможностей, прежде всего в сфере газового транзита.
- Строительство транспортных хабов (для начала – на основе аэропорта «Борисполь» и Одесского порта) для коммуникации Европы с Ближним Востоком и Закавказьем.
- Создание условий для развития IT-индустрии, в первую очередь формирование IT-кластеров на базе индустриальных парков и крупных наукоемких производств.
Во-вторых, важным ресурсом для Украины является развитие сферы банковских услуг. Прежде всего необходимо стремиться к тому, чтобы замкнуть через украинские банки (а не через оффшоры) финансирование любых проектов в Украине.
В-третьих, Украина обладает огромными туристическими возможностями, потенциал которых не раскрыт в полной мере. В каждом украинском регионе существуют десятки природных и культурных объектов, которые малоизвестны и мало освоены в туристическом плане. Это – источник дополнительных средств для местных и региональных бюджетов.
7. Наука, образование и креативные индустрии
Стратегическая задача партии – восстановление связи науки и образования с производством, создание условий для развития технологического базиса украинской индустрии.
Позиция партии: основой роста промышленного потенциала должно стать развитие системы образования и науки. Без сильной отечественной науки невозможно восстановить конкурентоспособную индустрию.
7.1. Конкретные задачи в сфере среднего и высшего образования:
- введение в учебный процесс предметов и дисциплин, нацеленных на освоение новых тенденций в сфере естественнонаучных дисциплин, информационного и технологического развития;
- освоение предпринимательских навыков, основ финансовой грамотности, а также навыков в экономико-правовой сфере;
- оптимизация подготовки кадров в зависимости от потребностей реальной экономики;
- реализация новых форм организации обучающего процесса по принципу «образование в течении жизни».
7.2. В сфере развития науки:
- создание институциональных и правовых условий для внедрения инноваций и развития высокотехнологического украинского производства. Развитие инновационной культуры общества;
- законодательные изменения с целью формирования стимулов для создания инновационных парков и трансфера технологий;
- основным заказчиком для отечественной науки должна стать украинская экономика. Остановить тенденцию, когда украинские ученые обслуживают интересы зарубежных заказчиков;
- разработка и внедрение критически важных для украинской экономики технологий, нацеленных на повышение конкурентоспособности продукции.
7.3. Креативные индустрии:
Необходима всесторонняя поддержка креативных индустрий, которые широко используются в развитых странах. Креативные индустрии – вид инновационной экономики, основой которой является культурная реализация личности. Уровень развития креативных индустрий становится маркером инновационной успешности стран. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы создать в Украине стимулы для их развития. Креативные индустрии – один из факторов устойчивого социально-экономического роста.
Первым шагом, который поддерживает партия, должно стать создание необходимой нормативной базы, позволяющей инновационной культурной деятельности функционировать в правовом пространстве.
8. Политика в отношении малого и среднего бизнеса
В то время, как малые предприятия формируют 8,5% добавленной стоимости страны и обеспечивают рабочими местами 35,2% занятого населения, системной помощи от государства они не получают.
Для партии развитие малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач, учитывая его важные экономическую и социальную функции.
Основные направления развития малого и среднего бизнеса:
- сфера услуг;
- легкая и пищевая промышленность;
- высокотехнологичные предприятия, не требующие значительных ресурсов (прежде всего IТ-индустрия);
- местная промышленность;
- малая энергетика на основе возобновляемых источников.
На законодательном уровне предлагаются следующие шаги:
- снижение уровня налогообложения и введение налоговых каникул в соответствии с законом о налоговой либерализации;
- принятие временного моратория на введение новых налогов;
- сокращение числа проверок и усиление ответственности чиновников за причинение ущерба бизнесу в результате проверок;
- поддержка кооперации (прежде всего в сельском хозяйстве);
- гарантии размещения государственных заказов на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- государственная поддержка экспорта товаров и услуг малого и среднего бизнеса;
- партия выступает за сохранение упрощенной системы налогообложения, поддерживая инициативы, направленные на развитие упрощенной системы, в том числе, за счет увеличения граничных объемов дохода для различных групп плательщиков единого налога;
- партия выступает за создание промышленных округов с целью обеспечения развития малого предпринимательства. Мы предлагаем сделать акцент на объединении в одном промышленном округе сети предприятий МСБ, включенных в соответствующую технологическую цепочку крупного промышленного предприятия.
9. Политика структурных реформ
Активная роль государства требует внесения существенных изменений в структуры исполнительной власти. Для обеспечения экономических функций государства мы считаем необходимыми следующие реформ:
- Восстановление Министерства промышленной политики и реконструкции. Задачи министерства – формирование стратегии промышленной политики, инициативы по созданию нормативной и законодательной базы развития индустрии, реализация государственной политики по возрождению промышленности.
- Создание Государственного агентства реконструкции и развития – специализированной структуры, которая в сотрудничестве с учреждениями академической и вузовской науки будет составлять планы социально-экономического развития страны, а также координировать деятельность центральных и местных органов власти в развитии промышленных предприятий на местах. Агентство должно быть ответственно за практическую реализацию планов Министерства промышленной политики.
- Изменение на уровне Конституции обязанностей Национального банка. Он должен не только гарантировать стабильность национальной валюты, но и способствовать экономическому развитию.
- Создание Государственного банка реконструкции и развития, который служил бы правительству институтом долгосрочного инвестирования инфраструктурных и производственных проектов.
- Создание Экспортно-кредитного агентства – правительственного финансового учреждение, которое способствует продвижению украинского экспорта при помощи страхования и предоставления государственных гарантий в ходе проведения экспортных операций, а также обеспечивает информационно-аналитическую поддержку экспортеров.
- Создание Агентства поддержки малого бизнеса – государственного учреждения, которое обеспечивает кредиты для малого бизнеса на льготных условиях, содействует его участию в государственных закупках и предоставляет комплексную консультационную помощь предпринимателям.
- Реформирование Фонда государственного имущества, в функциях которого упор должен быть перенесен с продажи имущества на эффективное управление им.
- Основной задачей МИД должно стать продвижение украинского экспорта на внешние рынки. Для этого управление экономического сотрудничества МИД необходимо развернуть в департамент внешнеэкономической деятельности и поддержки экспорта. «Экономическая дипломатия» должна оказывать помощь украинским промышленникам в организации поиска партнеров и проведении коммуникативных мероприятий, в создании структур торговых представительств Украины за границей, а также выполнять роль координатора работ по продвижению украинского экспорта.
10. Кредитно-финансовая политика
Кредитно-финансовая политика должна существенно измениться с тем, чтобы обеспечить экономический рост. В частности, необходимо:
- Пересмотреть принципы сотрудничества с МВФ, делая ставку на привлечение в страну не кредитов, а инвестиций.
- Расширение государственных инвестиционных программ. Любая государственная целевая программа должна быть обеспечена, прежде всего, государственными финансами и государственными гарантиями. Государство должно стать важным игроком на рынке, именно государственные условия инвестирования должны определять стандарты условий инвестирования.
- Активное внедрение различных форм частно-государственного инвестиционного партнерства. Осуществлять его нужно таким образом, чтобы исключить как потери частного бизнеса, так и попытки совмещения государственного инвестирования с частным присвоением.
- Осуществление деоффшоризации украинской экономики. Комплекс мероприятий в этом направлении включает не только целенаправленную политику по трансфертному ценообразованию, но и временное, до восстановления экономики, введение налога на использование счетов и фирм, размещенных в оффшорных зонах.
- Проведение широкой налоговой либерализации, включая: снижение налога на доходы физических лиц до 10%, налога на добавленную стоимость – до 15%, единого социального взноса – до 20%, переход к налогу на распределенную прибыль по ставке 15%, восстановление ранее действовавших налоговых льгот для сельскохозяйственных предприятий и предприятий-экспортеров, налоговые каникулы для новосозданных предприятий малого и среднего бизнеса сроком на 1-3 года (в зависимости от направления деятельности).
11. Политика привлечения инвестиций
Привлечение инвестиций – главная задача любого государства в сфере экономики. Ключевым моментом тут является гарантирование прав собственности.
- Эффективная борьба с коррупцией.
- Госгарантии защиты от рейдерства, включая привлечение антикоррупционных структур (рейдерство всегда предполагает коррупцию) и ужесточение ответственности за рейдерство.
- Принятие специального закона о защите инвестиций.
- Специальные условия налогообложения для инвесторов в рамках СЭЗ и индустриальных парков, налоговые каникулы для инвесторов в наиболее важные отрасли.
- Отмена сбора НДС с ввозимого в страну промышленного оборудования. При условии, что сэкономленные средства направляются на внедрение новейших производственных и энергосберегающих технологий, осуществление научно-исследовательской деятельности, результаты которой будут способствовать модернизации производства и повышению эффективности энергосберегающих технологий.
-Установить на 10 лет ставку НДС в размере 7% и ставку налога на прибыль в размере 3% для предприятий, которые реализуют инвестиционные проекты в сфере промышленного производства.
Законопроекты в сфере экономики, разработанные с участием депутатов от «Возрождения»
№5303 – проект изменений в Конституцию об изменении функций Национального банка.
№3357 – законопроект о налоговой либерализации.
№6346 – проект постановления о принятии новой программы развития экономики Украины.
№1053 – законопроект о запрете усиления фискального давления на бизнес.
№5507 – законопроект об отмене сбора НДС с ввоза на территорию Украины промышленного оборудования.
№6236 – проект изменений в Конституцию о том, что основой аграрного производства в Украине является фермерское хозяйство.
№3748-2 – проект восстановления ранее существовавших налоговых льгот сельхозпроизводителям.
№2089 – проект закона о ценах на молоко.
Партия работает над законопроектом «О промышленных округах» с учетом уже существующего положительного и негативного опыта создания технопарков и особых экономических зон в Украине.
Депутатская группа «Партия «Відродження» подготовила проект комплексного закона о поддержке отечественного машиностроения, обобщающего часть уже зарегистрированных законопроектов и совершенно новые нормы.
Программа партии «Відродження» в сфере науки и образования
Наука и образование – важнейшие элементы конкурентоспособности страны в современном мире. Без научных исследований, без подготовки высококвалифицированных кадров невозможно существование современной экономики, не говоря уже о возрождении Украины как индустриально-аграрной державы.
К сожалению, нынешняя власть то ли не понимает этого, то ли считает, что речь идет о расходах, которые могут быть сокращены. Между тем такие соображения не могут быть оправданы даже военным временем, ведь армии требуются высококвалифицированные специалисты, она нуждается в разработке новой техники.
Позиция партии в вопросе науки и образования – сохранить и развивать.
В этой связи партия «Відродження» предлагает следующую программу развития отечественной науки и образования.
Основные проблемы науки и образования в данный момент – недостаточный уровень финансирования, «утечка мозгов» за рубеж, низкое качество и недоступность образования.
Цель программы: создание научно-образовательной базы для возрождения Украины как индустриально-аграрной державы.
Задачи:
- Обеспечение физической и финансовой доступности дошкольного образования.
- Обеспечение надлежащего финансирования и качества школьного образования.
- Обеспечение качественного и доступного высшего образования.
- Обеспечение надлежащего финансирования науки.
1. В сфере дошкольного образования:
- Запретить ликвидацию детских садов без общественного обсуждения. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Установить плату за питание в детских садах в размере 40% в селе и 60% в городе от его стоимости. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Законодательно установить субсидию местным бюджетам на ремонт и содержание детских дошкольных учреждений.
- Принять госпрограмму 100%-го обеспечения дошкольным образованием украинских детей.
2. В сфере среднего образования:
- Поэтапно до 2020 года повысить государственное финансирование образования до 5% от ВВП.
- Привязать должностные оклады не к прожиточному минимуму, а к минимальной зарплате, что обеспечит рост заработных плат во всех отраслях. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Гарантировать специальную государственную поддержку для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
- Приостановить готовящуюся сейчас реформу средней школы. Ряд ее идей (12-летнее образование, совмещение предметов, фактический отказ от образования на языках национальных меньшинств и т.п.) встречают непонимание со стороны учителей и родителей. Даже если эти предложения обоснованы, они должны быть поняты и приняты широкой общественностью.
- Гарантировать бесплатное питание учащимся младшей школы, детям-сиротам и детям из неполных семей, а также детям с особыми потребностями. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Расширить доступ к конкурсному набору в ВУЗах для социально уязвимых категорий детей. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Гарантировать возможность зачисления в ВУЗы вне конкурса участников международных олимпиад, чемпионов и призеров Олимпийских и Паралимпийских игр. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
3. В сфере высшего и специального образования:
- Усилить финансовую независимость ВУЗов, внеся соответствующие изменения в Бюджетный Кодекс. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Обеспечить финансирование профессионально-технического образования (эта проблема в настоящий момент решается при активном участии фракции «Відродження»).
- Восстановить льготы для студентов, существовавшие до принятия закона №1774-VIII от 6 декабря 2016 года. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Восстановить льготный проезд в пригородном и междугородном транспорте для студентов и учащихся профессионально-технических учебных заведений. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Гарантировать полное государственное обеспечение студентам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Гарантировать социальную стипендию студентам из числа детей-инвалидов и детей из семей, получающих государственную помощь. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Верховную Раду.
- Обеспечить государственное финансирование образования за рубежом особо одаренных детей при обязательном условии возвращения после него в страну и работы в научных учреждениях, высокотехнологичных предприятиях в течении 15 лет.
4. В сфере науки:
- Поэтапно до 2020 года повысить государственное финансирование науки до 1,5% от ВВП, что соответствует европейским нормам. Нынешний уровень финансирования (0,6% от ВВП в 2015 году) фактически обрекает науку на медленное умирание.
- Отказаться от каких-либо инициатив, направленных на ликвидацию Национальной Академии наук Украины. Несмотря на ее кажущуюся неэффективность, НАНУ является средоточием научного потенциала и фундаментальных исследований, без которых прикладная наука быстро утратит свои возможности.
- Восстановить возможности развития прикладной науки (отраслевой и ВУЗовской), ранее существовавшие в рамках технопарков. Наука должна зарабатывать сама. Провести широкое обсуждение формата развития прикладной науки с привлечением политиков, ученых и производственников.
Программа партии «Возрождение» в сфере развития культуры и духовности
Развитие культуры и духовности – необходимое условие сохранения украинского народа. Это гарантия нашей независимости и устойчивого развития.
1. Финансирование культуры
Расходы на культуру традиционно являются не самыми приоритетными для государства, а мы находимся в условиях сложной экономической ситуации, внешней агрессии и необходимости проведения множества реформ. В этом случае необходима максимальная децентрализация финансирования.
Мы предлагаем:
- Определение перечня учреждений культуры национального уровня, финансируемых за счет государственного бюджета. В перечень могут попадать и региональные учреждения культуры, имеющие общенациональное значение. Перечень обновляется не реже чем раз в год.
- Принятие государственной программы сохранения, реставрации и восстановления культурных и исторических памятников национального значения.
- Разработка и внедрение грантовой системы государственного финансирования и софинансирования учреждений культуры и культурных мероприятий.
- Освобождение от налогообложения меценатских взносов в культурные проекты. Гибкая система налоговых и иных льгот для предприятий, принимающих участие в финансировании учреждений культуры.
2. Децентрализация
Культурную политику необходимо передать в руки местных громад. Должно быть некоторое количество учреждений культуры общенационального уровня, которые бы качеством своей продукции задавали уровень и тон всей культурной жизни страны. Но большая часть культурной работы должна осуществляться на местах, в соответствии с потребностями и представлениями жителей конкретных территорий.
В этом направлении мы предлагаем:
- Финансирование культурных объектов и мероприятий местного значения из местных бюджетов. Использование различных форм софинансирования частным капиталом и госбюджетом.
- Громады должны иметь возможность самостоятельно определять приоритеты культурной деятельности и сохранения исторических памятников. Для этого необходимо широко использовать инструменты прямой демократии, вплоть до местного референдума.
- Развитие культурного обмена и культурного сотрудничества с другими странами, с учетом интересов конкретных громад.
3. Село – колыбель украинской культуры
Украинская культура родом из украинского села. Сохранение культурной среды в селах – задача первостепенной важности, чтобы не подменить традиционную украинскую культуру псевдонациональными поделками.
Наши предложения тут следующие:
- Стимулировать (в том числе, путем выделения государственных и частных грантов) восстановление и реконструкцию сельских клубов и домов культуры.
- Принять государственную программу поддержки (на грантовой основе) сельских музеев, театров, танцевальных и музыкальных ансамблей.
4. Духовность
Политика государства в сфере развития духовности должна исходить из принципа «не навреди». Необходимо воздержаться от попыток вмешательства в жизнь религиозных общин. Задачи государства четко определены законодательством – не допускать правонарушений, негативного воздействия на психическое здоровье общества и конкретных людей. Недопустимы противоречащие Конституции попытки сделать какую-либо из церквей государственной.
Наши предложения:
- Полноценная реализация прав религиозных общин при условии соблюдения их равноправия.
- Государство и местные власти должны содействовать обеспечению всех религиозных общин соответствующими сооружениями. Частное финансирование таких проектов нужно освободить от налогообложения, но участие государственного и местного бюджетов необходимо ограничить восстановлением религиозных сооружений, являющихся историческими памятниками.
- Учитывая необходимость ознакомления подрастающего поколения с особенностями существующих на территории Украины вероисповеданий, следует ввести в школах факультативные светские курсы религиоведения и христианской этики.
Программа партии «Відродження» в сфере обеспечения обороноспособности страны
1. Военная реформа и боеспособная армия
Вооруженные силы – главный элемент обеспечения независимости и территориальной целостности Украины. В то время, когда дипломатические средства доказали свою несостоятельность в обеспечении суверенитета, именно украинская армия оказалась единственно способной защитить страну от агрессии. Сегодня Украине нужна новая стратегическая концепция обороны страны, которая базируется на комплексном соединении военных и невоенных средств противодействия агрессии. Вооруженные силы Украины нуждаются в радикальном реформировании, что отражено в ряде украинских и международных документов. Необходимо разработать и утвердить государственную программу реформирования и развития Вооруженных сил Украины.
Мы видим основные направления реформирование ВСУ следующим образом:
1) Укрепление кадрового состава ВСУ.
Украина взяла курс на формирование профессиональной армии с достаточным кадровым резервом, поэтому главная задача сейчас – подготовка высокомотивированного и профессионально подготовленного кадрового состава армии. В частности, это предполагает:
- обеспечение высокого уровня оплаты труда военнослужащих – на 15% выше соответствующих категорий госслужащих;
- обеспечение необходимого комплекса мер социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
- принятие и выполнение государственной программы обеспечения жильем военнослужащих и их семей, а также семей военнослужащих, погибших или пропавших без вести в ходе выполнения воинского долга;
- создание условий для получения качественного военного и военно-технического образования гражданами Украины, в том числе, в учебных заведениях стран – членов НАТО;
- реформирование системы мобилизационной подготовки, с учетом мирового опыта и изменений в хозяйственном комплексе Украины;
- формирование армейского резерва, для чего необходимо восстановление военных кафедр в ВУЗах и профессионально-технических учебных заведениях;
- принятие государственной программы социальной адаптации участников АТО, включая комплекс социальных гарантий для них и их семей.
2) Обеспечение финансирования Вооруженных сил Украины на уровне не менее 5% от ВВП. Украина на протяжении долгого времени занималась исключительно сокращением своей военной организации и ее финансирования, что привело к крайне неблагоприятным последствиям для обороноспособности страны.
3) Обеспечение ВСУ необходимой техникой и вооружением отечественного производства.
В случае перевооружения по стандартам НАТО также необходимо делать ставку на производство техники и вооружения своими силами или в кооперации с предприятиями стран – членов НАТО. Закупка импортной техники возможна только в крайнем случае и под гражданским контролем.
Приоритетной задачей является возвращение Украины в первую десятку стран – экспортеров оружия (наша страна находилась в ней вплоть до 2015 года включительно).
4) Развитие военной инфраструктуры.
За 25 лет огромное наследие армии СССР было разворовано и уничтожено. Между тем для нормального функционирования современной армии нужно огромное хозяйство, которое теперь придется восстанавливать. Это:
- дома офицерского состава, а в условиях перехода к профессиональной армии – также сержантского и рядового состава;
- военные городки со всей необходимой бытовой и социальной инфраструктурой;
- военные базы и полигоны;
- ремонтные и обслуживающие предприятия;
- военные учебные заведения.
5) Гражданский контроль над Вооруженными силами.
Европейские устремления Украины предполагают построение прочной системы гражданского контроля над вооруженными силами, необходимость чего отражена как в украинском законодательстве, так и в международных обязательствах Украины.
В частности, предполагается:
- окончательное разделение функций Министерства обороны и Генерального штаба;
- допуск гражданских служащих к ключевым должностям в МО, включая обязательное назначение гражданского министра обороны и его ключевых заместителей;
- создание экспертного совета по вопросам оборонной политики и военной реформы из числа представителей бюджетных и негосударственных аналитических центров.
6) Осовременивание структуры системы обороны Украины.
В частности, актуальными вопросами для Украины, в контексте современных вызовов, являются:
- создание современной объединенной системы управления силами обороны, базирующейся на цифровых средствах связи;
- создание объединенной системы логистики и снабжения сил обороны, предполагающей максимальную автоматизацию управления транспортными потоками и складскими остатками;
- формирование полноценных кибервойск, способных предотвратить агрессию в виртуальном пространстве;
- постепенное превращение ВВС в воздушно-космические войска. Создание собственной орбитальной группировки;
- восстановление полноценных Военно-морских сил, создание главной базы ВМС на материковой территории Украины;
- создание современной системы медицинского обеспечения с использованием ресурсов гражданской системы медицинской помощи.
7) Евроатлантическая интеграция.
Украине необходимо продолжать политику сближения с НАТО, включая расширение военного, военно-технического, политического и гуманитарного сотрудничества с Альянсом, а также переход на стандарты НАТО.
Вопрос о полноценном членстве является политическим и должен решаться отдельно, учитывая:
- готовность собственно НАТО к дальнейшей интеграции с Украиной;
- решение проблем, препятствующих членству Украины в НАТО (прежде всего восстановление территориальной целостности);
- мнение населения Украины (вступление – только по решению всеукраинского референдума).
2. Развитие оборонно-промышленного комплекса
Развитие оборонно-промышленного комплекса партия рассматривает как одну из приоритетных задач. Мы видим своей задачей возрождение научно-производственного потенциала страны. Ключевым элементом этого потенциала является оборонно-промышленный комплекс.
Основные принципы политики в отношении ОПК:
- Украина должна сама производить вооружения, а не закупать их за рубежом;
- необходимо стремиться к построению замкнутого цикла производства большинства систем вооружений;
- европейская ориентация страны требует усиления парламентского контроля над работой ОПК и, в особенности, их внешнеэкономической деятельностью.
Основные задачи в сфере поддержки ОПК следующие:
- развитие кооперации со странами НАТО для разработки и производства систем вооружения по стандартам НАТО;
- налаживание государственно-частной кооперации в развитии ВПК;
- принятие программы восстановления кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса, включая повышение социальной защищенности работников ОПК и развитие профессионально-технического и высшего образования по специальностям, необходимым для ОПК. В частности, возможно распространение на работников предприятий ОПК некоторых льгот, предоставляемых участникам боевых действий;
- повышение эффективности управления предприятиями ОПК, в т.ч. за счет их корпоративизации;
- решение проблем ключевых предприятий ОПК и разработка совершенно нового статуса «национального достояния» для таких предприятий, как ПО ЮМЗ, ПО им. Малышева, Львовский бронетанковый завод, ПО «Мотор-Січ»;
- принятие программы военного судостроения (доработка и запуск в производство основных типов боевых кораблей для ВМС), а также восстановление ремонтной и береговой структуры ВМС.
3. Законотворческая деятельность депутатской группы
С участием депутатов от группы "Партия «Відродження» уже разработан ряд законопроектов, касающихся социальной защиты военнослужащих и поддержки ОПК.
В частности, уже приняты законопроекты:
- №3464 (В. Гуляев) – о гарантиях восстановления на работе выборных лиц местного самоуправления, проходивших воинскую службу по мобилизации;
- №3303 (В. Мисик, В. Развадовский, А. Яценко) – о защите прав бывших сотрудников МВД.
Зарегистрированы в ВР законопроекты:
- №1431 (В. Барвиненко) – о продлении времени подачи декларации о доходах для участников АТО.
- №2037 (А. Беловол, А. Шипко) – о гарантиях предоставления отпуска для участников АТО.
- №2579 (А. Ильюк, О. Кулинич, В. Ничипоренко, А. Шипко) – об обеспечении жильем участников боевых действий.
- №5125 (А. Киссе) о социальных гарантиях участникам боевых действий.
- 5133 (О. Кулинич) – о разрешении ветеранам АТО льготной растаможки транспортных средств.
- №6697 (А. Ильюк) – о защите предприятий ОПК от исков со стороны предприятий РФ.
- №№6732, 6733, 6734, 6735 (А. Ильюк) о поддержке судостроения.
Программа партии «Відродження» в сфере медицинского обслуживания
Основными принципами политики в области медицинского обслуживания мы видим качество, эффективность и доступность.
Качество – это возможность предоставления медицинской помощи и медицинских услуг на максимально высоком уровне. Задачей тут является развитие в стране медицинской науки и внедрение ее достижений в практику.
Эффективность – сохранение здоровья народа. Главными задачами тут является продление средней продолжительности жизни, снижение заболеваемости и смертности.
Доступность – возможность каждому гражданину Украины получить медицинскую помощь и обслуживание в любом конце страны.
Мы поддерживаем переход к страховой медицине, считая ее наиболее эффективной. Главное достоинство страховой медицины – деньги следуют за пациентом.
Введение страховой медицины не означает сокращения расходов на нее, финансирование медицины должно быть не ниже 7% от ВВП,
Введение страховой медицины не означает перекладывание финансирования медицины на плечи граждан.
За государственный счет осуществляется:
- предоставление скорой и неотложной медицинской помощи;
- софинансирование медицинских страховок для социально незащищенных и значимых категорий населения. Доля государства в страховках для детей из многодетных и неполных семей, лишенных поддержки пенсионеров и инвалидов и т.п. должна составлять 100%;
- содержание медицинской инфраструктуры в селах и малых городах;
- частичная компенсация стоимости медикаментов;
- финансирование медицинской науки и, частично, образования.
Граждане Украины должны быть обеспечены лекарственными препаратами по приемлемым ценам.
Врачи должны быть привилегированной частью общества. Обязанность государства – обеспечить им достойный уровень жизни.
Без поддержки и развития собственной медицинской школы нельзя обеспечить эффективность собственной медицины.