1. Главная
  2. Блоги
  3. Что прячут за «улучшением» нотариата

Что прячут за «улучшением» нотариата

 

Все хорошо помнят бессонную бюджетную ночь этого года. Однако мало кто обратил внимание на выступление министра юстиции потом, в почти пустой ВР.

Он презентовал законопроект №9311. И не просто представил, а призвал народных избранников уже до конца года его принять.

По словам министра, причина такой спешки обусловлена тем, что данный закон очень нужен Украине. Поскольку позволит почти 7 млн граждан, которые живут в отдаленных населенных пунктах Украины, обращаться к государственным нотариусам.

Оказывается, мы все здесь живем и не знаем, что едва ли не треть страны страдает от тотальной нехватки нотариусов на местах.

Для убедительности глава Минюста озвучил довольно неожиданную статистику, что в 122 регионах отсутствуют нотариусы. Люди в Маневичах на Волыни, рассказывает он, за 300 км едут, чтобы оформить право на наследство.

Что ж, я решил выяснить, так ли это, потому что действительно поразительные факты. Однако достаточно взглянуть на карту, взять линейку — становится понятно, что неподалеку в 66 км находится Ковель, где есть немало нотариусов. Есть они и в Луцке – в 77 км. Даже во Львове – в 227 км.

В частности, по официальным данным, государственные нотариусы отсутствуют лишь в 41 районе, но там можно обратиться к частным.

Так что в словах чиновника больше мифологии, чем глубокого анализа ситуации. Вопрос: какова же тогда настоящая причина такого активного продвижения проекта закона №9311 и какие такие реформаторские идеи в нем заложены? Давайте разбираться.

Непрофессиональные кадры

Авторы законопроекта №9311 предлагают устранить дефицит государственных нотариусов в сельских районах путем предоставления права быть нотариусом лицам, которые работают в системе Министерства юстиции, в органах местного самоуправления или являются консультантами государственных нотариусов.

В случае введения этих новшеств указанные лица смогут стать нотариусами без сдачи квалификационного экзамена. А это будет ярким нарушением принципа равенства. Ведь все остальные претенденты на эту должность вынуждены будут сдавать такой экзамен. Получается, что доступ к профессии нотариуса будет не одинаковым.

Кроме этого, такие изменения могут повлечь за собой привлечение в профессию нотариуса непрофессиональных кадров. По сути, есть риски стать свидетелями бесконтрольной раздачи свидетельств на право заниматься нотариальной деятельностью государственным чиновникам и еще некоторым категориям лиц.

Против таких инициатив выступает и Международный союз нотариата. Что и не удивительно, ведь законопроект, который реформирует нотариат, готовился без участия нотариусов. То есть без профессионального анализа, в частности целесообразности предложенных изменений.

Кроме этого, в результате таких изменений есть риск, что нотариусами станут не только непрофессиональные лица, но и ангажированные. Не секрет, что многие из тех, кто сегодня работает в Минюсте, Главном управлении Минюста в АР Крым, главных управлениях юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, на должностях, непосредственно связанных с государственным регулированием, контролем или организацией нотариата, и решит стать нотариусом, могут быть зависимыми от своих бывших руководителей. Соответственно, по их указанию с легкостью будут принимать неправомерные решения и совершать неправомерные действия. Чем вам не коррупционные риски?

Нотариальное рабство

Непонятна предложенная в проекте закона «трудовая повинность». Указанные выше лица, которые придут в нотариат из органов Минюста или органов местного самоуправления, будут обязаны отработать государственными нотариусами в государственных нотариальных конторах, определенных Минюстом, не менее трех лет. Если они уволятся раньше, то их свидетельство на право заниматься нотариальной деятельностью будет аннулировано!

Такие нормы нарушают ст.43 Конституции Украины, которая гарантирует каждому право свободно выбирать себе работу и запрещает использование принудительного труда.

Цена вопроса

Также авторы инициативы предлагают предусмотреть, что частные нотариусы за совершение нотариальных действий взимают плату, размер которой определяется по договоренности между нотариусом и гражданином или юридическим лицом, исходя из фактических затрат.

Такие изменения, мягко говоря, не логичны. Ведь непонятно, как частным нотариусам определить стоимость своей интеллектуальной работы. К тому же фактические расходы нотариуса состоят из затрат на приобретение соответствующей квалификации, обустройство рабочего места, подключение и пользование едиными и государственными реестрами, страхование профессиональной ответственности, возможной материальной ответственности, расходов на наемный труд, повышение квалификации и т.п.

Необходимо учитывать и тот факт, что нотариус не имеет право осуществлять никакой другой деятельности – предпринимательской, адвокатской и т.д., выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Поэтому плата нотариусу за совершаемые им нотариальные действия должна обеспечить, с одной стороны, доход, который бы покрывал все его профессиональные издержки, с другой – финансовую независимость, в том числе, для того, чтобы обезопасить от совершения заведомо неправомерных нотариальных действий.

Государственная пошлина

В ст.3 Декрета КМУ «О государственной пошлине» предлагается установить максимальные размеры государственной пошлины за удостоверение договоров государственными нотариусами и должностными лицами сельских, поселковых и городских советов. Такие изменения могут вызвать уменьшение поступлений в местные бюджеты, поскольку уплаченные суммы государственной пошлины зачисляются именно в местные бюджеты по месту предоставления услуги.

Кроме того, предусмотренные в Декрете КМУ «О государственной пошлине» размеры некоторых ставок госпошлины необходимо не ограничивать, а, наоборот, увеличивать, так как 95% их размера не актуальны на сегодня. Например, за выдачу свидетельства о праве на наследство человек платит 34 грн, а за удостоверение завещания пошлина составляет всего лишь 84 коп. и т.д.

О стимулах

Как бы власть не восхваляла этот законопроект и не настаивала на том, что его принятие увеличит количество желающих стать государственными нотариусами, верится в это трудом. Поскольку проект никоим образом не решает вопрос их финансового обеспечения и создание системы финансовых стимулов для работы в отдаленных районах.

В частности, документ не предусматривает ни создание государственных контор, ни улучшение финансирования и условий труда государственных нотариусов или их консультантов.

Минимальный на сегодня оклад государственного нотариуса вряд ли позволяет привлечь высокопрофессиональных специалистов в госнотконторы.

Так что сейчас вся эта реформа нотариата в Украине не связана с «кадровым голодом». Это, скорее, напоминает формирование ручной армии квазинотариусов.

Ее реальные последствия многие почувствуют, когда по выданным псевдонотариусами документам у людей смогут с легкостью отбирать землю, недвижимость, имущество.

Вопрос земли, кстати, наиболее актуален как раз для жителей сельской местности – тех, кому так настойчиво хотят предложить новых нотариусов.

Учитывая, что в Украине рано или поздно заработает рынок земли, вокруг этого может возникнуть очень много как спекуляций, так и откровенных махинаций.

Поэтому опасения профессионального сообщества, что власть стремится любой ценой предоставить нотариальные полномочия своим же чиновникам, не такие уж и безосновательные.

Распространить
Блоги
Похожие статьи