1. Главная
  2. Блоги
  3. Бэби-боксами будущее страны не спасешь

Бэби-боксами будущее страны не спасешь

 

Чем ближе к выборам, тем чаще можно услышать о социальных стандартах в Украине. В частности, о том, что их необходимо повышать, потому что «дальше так жить нельзя».

Если отделить популистскую риторику, то с соцзащитой в нашей стране действительно ситуация плачевная. На своем жизненном опыте это чувствуют прежде всего молодые семьи с детьми.

Не надо быть гениальным финансистом, чтобы понять, что за 860 грн помощи, которые сегодня выделяет государство на одного ребенка, прокормить, одеть и обеспечить достойную жизнь своему чаду невозможно.

Посмотрим на официальный сайт Президента Украины. В разделе «Петиции» только за прошлый год 14 раз размещались обращения с призывом увеличить размер помощи при рождении ребенка.

Я и сам еще в 2017 году зарегистрировал соответствующую петицию в поддержку законопроекта №6063-д, которым предлагается повысить социальные выплаты для семей с детьми (повысить выплаты с нынешних 41 280 грн до 72,7 тыс. грн после рождения первого ребенка, 79,9 тыс. грн – после рождения второго, 87 тыс. грн – после рождения третьего и каждого следующего ребенка).

Даже передали уполномоченному Президента по правам ребенка Николаю Кулебе 52 тыс. подписей украинцев в поддержку этого законопроекта, чтобы глава государства определил его как неотложный для голосования в Верховной Раде.

Однако до сих пор какой-то практической реакции со стороны власти мы не увидели.

Понятно, что этот вопрос близок не только авторам соответствующих обращений, но и миллионам украинских родителей, которые все-таки решились рожать и воспитывать новое поколение в Украине.

Согласно официальным данным, детей до 3 лет в нашей стране насчитывается более одного миллиона (на 1 января 2018 г – 1 млн 164 тыс.). Практически каждая такая семья является получателем помощи от государства. Понятно, что для них вопрос повышения выплат на ребенка является важнейшим.

Сейчас сумма государственной помощи при рождении ребенка составляет 41 тыс. 280 грн. Она не пересматривалась с 2014 года. При этом порядок выплаты таков, что 25% денег начисляется сразу после рождения (10 тыс. 320 грн), а остальные – в течение трех лет.

Стоит заметить, что в 2014 году прожиточный минимум для детей до 6 лет составил 1032 грн. С 1 января 2019 года – 1626 грн. А с 1 июля планируют повысить до 1699 грн.

Таким образом, ежемесячное пособие на ребенка – это половина прожиточного минимума.

Отсюда следует логичный вопрос: может ли такая «финансовая подушка» улучшить демографическую ситуацию в стране?

Давайте взглянем на еще одни цифры. Четыре года назад в Украине родилось 465,9 тыс. детей. В 2017 голу – 364 тыс. новорожденных (данные за 2018 г. еще не обнародованы). Такая тенденция оптимизма не добавляет.

Да и вряд ли инициированная правительством закупка бэби-боксов для выдачи семьям с новорожденными может кардинально изменить ситуацию. Известно, что общая стоимость набора должна составлять 5 тыс. грн. Однако в реальности, как свидетельствуют публикации в СМИ, стоимость вещей в бэби-боксах – менее чем 4 тыс. грн. И условия закупки оказались непрозрачными для общественности.

Бэби-бокс в таком виде, возможно, нужен малоразвитым странам, но в украинских условиях, когда товары для новорожденных доступны, семьям от государства нужны только деньги. А уж как ими распорядиться: пригласить няню, купить подгузники или одежду, – родители вправе решать сами.

Очень часто мы слышим от чиновников, что уверенно двигаемся в Европу. Что же, по-европейски – это не только создавать новые структуры, но и реагировать на запросы людей. Институты не возникают ради «просто так». Это инструменты для помощи прежде всего простым людям. К сожалению, ни петиции, ни бэби-боксы, собственно как и инструментарий, в наших реалиях не показали своей эффективности. Однако они показали, что являются прекрасным материалом для пиара, которым умело властные головы пользуются.

Убежден, что в случае помощи молодым семьям с детьми первое, с чего можно начать, – это повышение ежемесячного пособия при рождении ребенка до размера прожиточного минимума.

Здесь велосипеда не нужно придумывать. Тот же законопроект 6063-д предлагает, чтобы первая часть помощи в связи с рождением первого ребенка предоставлялась в сумме, кратной 15 размерам прожиточного минимума. На второго ребенка – кратной 20 размерам прожиточного минимума, на третьего и каждого следующего – кратной 25 размерам прожиточного минимума.

Зато вторая часть помощи в связи с рождением ребенка начисляется, исходя из размера прожиточного минимума для детей до 6 лет, установленного на тот календарный месяц, за который фактически осуществляется выплата.

Таким образом мы получаем четкий механизм, как можно увеличить помощь при рождении ребенка, когда вместо фиксированной суммы будут выплачиваться кратные прожиточному минимуму (который, хоть и не существенно, но постоянно увеличивается).

Это логично и будет отвечать требованиям времени. Вот тогда можем и о Европе поговорить, и о социальных стандартах, и об элементарной совести.

Распространить
Блоги
Похожие статьи