1. Главная
  2. Блоги
  3. Что означает решение ЕСПЧ о «незаконности» земельного моратория

Что означает решение ЕСПЧ о «незаконности» земельного моратория

 

Что нужно для того, чтобы отменить мораторий на продажу сельскохозяйственной земли? Каковы риски его продления и риски его немедленной отмены?

На прошлой неделе практически все СМИ обнародовали новости под заголовками, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Украину снять мораторий на продажу сельскохозяйственной земли.

Конечно, такие заголовки некорректны: ЕСПЧ не может давать никаких указаний относительно национального законодательства той или иной страны.

Так или иначе, теперь мы имеем официальное решение главной судебной международной инстанции по иску двух наших граждан о том, что полный запрет купли-продажи сельхозземель в Украине нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. И никак не реагировать на это решение мы не можем.

Решение Евросуда нельзя назвать неожиданным: вопрос о нарушении прав граждан в распоряжении своей собственностью – сельскохозяйственной землей – лежало на поверхности и было очевидным.

Мораторий возник как временный запрет, но недаром существует пословица, что нет в мире ничего более постоянного, чем временное. Так и «временный» мораторий держится с 2002 года уже более 15 лет.

Что бы ни говорили уважаемые эксперты, а логика в введении моратория тогда была, да и сейчас причины для его существования никуда не исчезли. Самое обидное то, что эти 15 лет были потеряны для выработки действительно эффективного и справедливого механизма оборота земель в Украине.

К сожалению, у нас и сейчас достаточно популистских политических сил, выступающих за вечный запрет продажи сельскохозяйственной земли (причем делается это под лозунгами защиты крестьян-собственников земельных паев, права которых признал нарушенными ЕСПЧ).

Поэтому надеюсь, что решение Евросуда немного отрезвит деструктивную часть общества и в политикуме начнутся реальные дискуссии по выработке законодательных основ для функционирования рынка.

Нужно перевести дискуссию на профессиональный уровень

Все нынешние дискуссии относительно снятия земельного моратория, к сожалению, отличаются очень низким профессиональным уровнем. Обычно их участниками являются две категории лиц – те, кто отрабатывает гранты международных организаций, и те, кто желает попиариться на этой теме.

В результате и аргументы их чрезвычайно просты. С одной стороны, обещают золотые горы в виде иностранных инвестиций и процветания украинской экономики. С другой – предсказывают обнищание села, глобальную потерю рабочих мест и быстрое распределение всех сельскохозяйственных земель между несколькими олигархами.

Но, по моему мнению, дискуссии должны касаться других вещей. Первый фундаментальный вопрос: кто имеет право покупать землю? Только граждане Украины или это право также будет предоставлено и юридическим лицам?

Второй вопрос, на который нужно ответить в рамках земельной реформы: какие предохранители чрезмерной концентрации земельной собственности в одних руках могут быть действительно эффективными? Этот вопрос напрямую связан с первым вопросом.

Если сельскохозяйственную землю будут покупать юридические лица, любые ограничения можно обойти через аффилированные связи.

Действующая редакция Земельного кодекса Украины не устанавливает ограничений на покупку земли сельскохозяйственного назначения гражданам и юридическим лицам.

Конечно, закон предусматривает запрет делать это иностранным компаниям и иностранцам, но всем понятно, что все эти запреты нивелируются различными схемами аффилированности. И уже сейчас, по статистике, иностранцы контролируют значительные массивы сельхозземель в Украине.

Но, с другой стороны, запрет юридическим лицам иметь в собственности землю создаст для них существенные неудобства. Хозяйственная деятельность ведется не физическим, а юридическим лицом. Именно оно привлекает кредиты, платит налоги и, собственно, обрабатывает землю.

Можно, конечно, создать специальную организационно-правовую форму предприятия, где физическое лицо может быть участником только одного юридического лица. И ограничения по количеству земли в одних руках распространялись бы как на юридическое лицо, так и на его участника. Могут быть и другие юридические механизмы.

Найти компромисс между крупными аграрными корпорациями и фермерскими хозяйствами будет очень трудным делом. Обе силы сейчас очень активны и имеют свое представительство в парламенте.

Если первые заинтересованы в том, чтобы право покупать сельскохозяйственные земли принадлежало и юридическим лицам, то вторые будут отстаивать предоставление такого права только гражданам Украины.

Что касается того, что контроль за недопущением чрезмерной концентрации сельскохозяйственных земель может осуществляться через систему антимонопольного законодательства, то на практике это вызывает большие сомнения.

Основания для этого есть, ведь вряд ли мы в восторге от того, как наша антимонопольная система работает сегодня в других отраслях. И вообще система разрешений/согласований очень сильно связана с субъективным фактором, а следовательно, с коррупционными рисками.

Все должно быть автоматизировано: если закон что-то запрещает, то это должно быть обеспечено таким механизмом, при котором соответствующие действия должны быть технически невозможны.

Снятие моратория: надуманные и настоящие риски

Как уже отмечалось, за 15 с лишним лет существования земельного моратория обществу так и не предложено ни одной эффективной модели функционирования рынка сельскохозяйственных земель.

Для того, чтобы в Украине наконец нормально заработал рынок, нужно учесть интересы всех потенциальных участников этого рынка. Что важно для бизнеса? Бизнес ждет прозрачных и понятных правил игры.

Да, конечно, нынешним арендаторам не очень нравится, что после открытия рынка арендованные ими земли могут быть выкуплены конкурентами. И это, между прочим, одна из тех причин, по которым законодательные инициативы относительно рынка тормозятся в политикуме.

Но здесь, по моему мнению, должны победить законы рынка – предлагайте владельцу земельного пая большую цену, и арендованные земли останутся за вами. Конкуренция в этом случае пойдет только на пользу.

С другой стороны, сейчас реальная стоимость сельскохозяйственной земли растет. Об этом свидетельствует постоянное увеличение ставок арендной платы, которые, например, на моей Полтавщине доходят до экономически оправданного максимума.

Чем больше дорожает аренда, тем больше заинтересован бизнес в приобретении земельных участков в собственность. Но есть вещи другого порядка. В частности, земельное рейдерство. Даже сейчас, в условиях запрета продажи сельскохозяйственных земель, рейдерство процветает.

Что же будет после снятия моратория? Антирейдерские штабы, деятельность которых широко рекламируется исполнительной властью, на мой взгляд, отчасти является проявлением старых методов управления. Ну не может все управляться в ручном режиме, я уже не говорю о том, что такой режим очень стимулирует злоупотребления.

Конечно, нужно оперативно реагировать на преступные действия, но главное внимание следует сосредоточить на совершенствовании законодательства. Нужно сделать так, чтобы злоупотребления были технически невозможны.

Другим вопросом, который вызывает беспокойство в контексте рынка, является скромные финансовые возможности фермерских хозяйств и небольших аграрных предприятий. Например, берем среднее аграрное предприятие с земельным банком в 2 тыс. га.

Если земельный мораторий будет снят, то сегодняшняя цена 1 га пашни на Полтавщине составит около $3 тыс. за га.

То есть за выкуп своих арендованных земель такое предприятие должно будет уплатить $6 млн, а это – 150 млн грн (даже если речь идет о выкупе только трети указанных площадей, сумма все равно будет огромной).

Я уверен, что в большинстве подобных предприятий таких средств нет. Только огромные аграрные корпорации, имеющие доступ к дешевым кредитам иностранных банков, смогут решить эту задачу.

Но занятость на селе и поддержку сельской инфраструктуры сегодня обеспечивают именно малые и средние предприятия, поэтому, на мой взгляд, государство должно помочь им в поиске финансовых ресурсов.

Кроме того, предлагаю взглянуть на проблему с точки зрения сельских жителей. Что мы имеем сейчас? Молодежь не очень хочет оставаться в деревне. Работы там нет, инфраструктура «никакая». Поэтому и особые перспективы для молодых людей отсутствуют.

В результате молодежь массово выезжает в города или вообще за границу. Сегодня арендаторы вынуждены вкладывать хоть какие-то деньги в сельскую инфраструктуру. Делают они это не из чистой благотворительности, здесь присутствует и расчет. Им нужно получить благосклонность арендодателей.

Но после выкупа земельного участка эта необходимость исчезнет. Крупнотоварное сельскохозяйственное производство при условии современных технологий в значительном человеческом труде не нуждается. Поэтому количество рабочих мест сокращается и будет сокращаться в дальнейшем.

Итак, уже сейчас задачей государства должно стать стимулирование производства сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами. Это – органическая продукция, нишевые культуры, овощеводство и садоводство.

На мой взгляд, основная проблема, которая до сих пор не решена в Украине и без которой запуск рынка сельскохозяйственных земель невозможен, – отсутствие реальных механизмов развития сельских территорий. Люди должны иметь интерес жить в деревне.

Именно это, по большому счету, является главным вопросом в дискуссии о земельном моратории, а не те страшилки, которые широко раскручиваются «профессиональными защитниками крестьян».

Так, говорят о том, что людям после подписи договоров купли-продажи не будет выплачиваться покупная цена, что цена будет значительно занижена, что крестьяне не станут читать тех договоров, которые они подписывают. Здесь я не могу согласиться.

Земельный участок как объект гражданских правоотношений – такая же недвижимость, как и обычная квартира. А значит, купля-продажа должна проходить исключительно через нотариуса, право собственности регистрируется в государственном реестре, данные которого являются публичными и доступными любому через Интернет.

Да и не в интересах покупателей, кем бы они ни были, ставить договор купли-продажи под сомнение.

Поэтому исполнительной власти, на мой взгляд, следует сосредоточиться на проведении широкой разъяснительной работы и растолковать людям, какими именно методами она будет нивелировать те риски, с которыми связан рыночный оборот сельскохозяйственных земель.

Готово ли земельное законодательство?

Многие из участников дискуссии по поводу рынка сельскохозяйственных земель жалуются на неготовность земельного законодательства, и проблемы в законодательстве действительно существуют. Со своей стороны, мы, как члены Аграрного комитета, делаем все от нас зависящее.

За эту каденцию удалось направить в легальное русло механизм использования земель выморочного наследства, ввести в широкую практику земельные аукционы по продаже права аренды земли, упростить процедуру приватизации земель, которыми пользуются граждане, а также запустить механизм предоставления земель для инфраструктурных проектов.

Уже наработан механизм вывода из «тени» земель коллективной собственности бывших коллективных сельскохозяйственных предприятий (КСП); нормы, которые значительно уменьшают коррупцию при безвозмездной приватизации земельных участков; механизм передачи государственной земли территориальным общинам; механизмы консолидации земель.

Все эти законопроекты получили положительные заключения Аграрного комитета. Однако все они пока остаются на стадии проектов, а некоторые даже не выносились на первое чтение.

Наглядный пример того, насколько трудно проходят в парламенте ключевые земельные инициативы, – ситуация с землями за пределами населенных пунктов.

Уже все в политикуме осознали, что эти земли следует передать громадам и наконец прекратить постоянные законодательные метания по поводу перераспределения полномочий. У земли должен быть один хозяин.

Люди должны знать, что за решением всех своих земельных проблем они могут обращаться в один орган. И это должен быть орган местного самоуправления базового уровня, ближайший к людям – сельский, поселковый, городской совет.

И никак нельзя поднимать это на уровень района, области или вообще Киева. Из столицы местных проблем не слышно и не видно. Все без исключения высшие руководители государства говорили о своей поддержке этих идей.

Но законопроекты по этому вопросу, опять же, годами лежат в парламенте без движения. Поэтому с такими темпами работы парламента, которые мы имеем сейчас, боюсь, что надеяться на быстрое законодательное урегулирование вопросов, необходимых для снятия моратория, не стоит.

Даже после решения ЕСПЧ и соответствующих требований мировых финансовых организаций. Потеряв 15 лет, не стоит решать эту проблему сломя голову, потому что необдуманные шаги могут только увеличить хаос в земельных отношениях, который мы имеем.

 

Распространить
Блоги
Похожие статьи
Тема недели
Видео
Фото
Газета
Facebook