
Во вторник, 6 февраля, Верховная Рада «дружно» провалила сразу три законопроекта, касающихся земельной децентрализации, в частности, передачи земель за пределами населенных пунктов объединенным территориальным громадам.
Речь идет о президентском законопроекте №7363 и двух альтернативных ему законопроектах №7363-1 (фракции Радикальной партии) и №7363-2 (фракции «Батьківщина»).
После неоднократных попыток вернуть эти законопроекты на повторное первое чтение они в конце концов были отклонены. Таким образом, вопрос, который долгое время не решается, по сути, так и остался открытым.
Почему так произошло? Наверное, потому, что каждая политическая сила занималась в первую очередь тем, чтобы максимально использовать эту тему для пиара и провести именно свой законопроект.
Хотя, объективно говоря, сразу было понятно, что в случае распыления голосов на различные законопроекты не примется ни один из них.
Результат пламенных баталий остался «нулевым»: объединенные территориальные громады как не имели полномочий, так и впредь не будут иметь, поскольку политики в очередной раз не смогли договориться, и каждый играл в свою игру.
Конечно, мы можем сказать, что процесс передачи земель за пределами населенных пунктов объединенным территориальным громадам (ОТГ) уже стартовал благодаря инициативе правительства без всякого законопроекта.
Но реальную земельную децентрализацию правительство своим распоряжением обеспечить не сможет. Так же, как не в состоянии оно решить ряд других ключевых вопросов в земельной сфере.
Если земли в ОТГ будут передаваться по усмотрению чиновников Госгеокадастра, то децентрализацией это назвать все же трудно.
Пути выхода из ситуации
Учитывая, что вышеупомянутые законопроекты №7363, №7363-1 и №7363-2 были отклонены, на рассмотрении в парламенте они больше не появятся. Соответственно, либо нужно подавать эти инициативы заново, либо искать другие законодательные пути для решения проблемы.
А путей на самом деле существует достаточно, ведь в течение нынешней каденции Верховной Рады, только по моей инициативе и при соавторстве коллег из Аграрного комитета, было зарегистрировано целых шесть законопроектов на эту тематику.
Самый известный и самый оптимальный из них – законопроект №4355. Он уже был принят Верховной Радой в первом чтении, прошел второе чтение в Аграрном комитете, но с тех пор на полтора года «завис» в воздухе, ожидая своего рассмотрения.
Этот законопроект очень хорошо известен и экспертной среде, и профильным аграрным ассоциациям, и местному самоуправлению – все его поддерживают. Он в целом положительно воспринимается всеми фракциями Рады.
Более того, он предлагает наиболее полный вариант «земельной децентрализации», по сравнению с провалившимися законопроектами. Ведь предполагается передача земель всем громадам. Тем, кто не объединился, – в распоряжение, а объединенным территориальным громадам – в собственность.
Именно «несправедливость» по отношению к тем громадам, которые не объединились, была одним из аргументов для многих народных депутатов, чтобы не голосовать за президентский законопроект №7363. В случае с законопроектом №4355 этот аргумент уже не будет действовать.
В то же время и в президентском законопроекте №7363, и в правительственном №7118 передача земель только ОТГ, а не всем громадам использована как стимул в процессе объединения громад.
Однако нельзя сказать, что законопроект №4355 лишен этого стимула – совсем наоборот. Ведь объединенным территориальным громадам земля передается в собственность, а тем, которые не объединились – лишь в распоряжение.
Для экономики местных громад – это ощутимо разные вещи, ведь средства от продажи земельных участков, которыми громады только распоряжаются, поступят в государственный, а не местный бюджет.
Тогда как в случае отчуждения участков коммунальной собственности их цена пополнит именно бюджет села, поселка, города. Для получения земли в собственность объединенным громадам нужно будет установить внешнюю границу громады.
Законопроект предлагает упрощенную процедуру для этого. Государственный контроль над использованием и охраной земель в законопроекте №4355 сбалансированный и распределен между несколькими уполномоченными государственными органами и местным самоуправлением.
Использование земель будет контролировать Госгеокадастр, а соблюдение экологических требований по охране земель – Экологическая инспекция.
Часть контрольных функций передается местным советам: государственный контроль над самозахватом, нецелевым использованием и засоренностью.
Абсолютно нелогично, чтобы эти вещи, имеющие непосредственное отношение только к громаде, контролировались какими-то чиновниками из Киева, это должно решаться на месте.
При этом местные советы будут самостоятельно определять, брать или не брать на себя эти функции в зависимости от наличия финансовых и кадровых ресурсов на их выполнение.
Еще один из самых важных моментов в законопроекте №4355 – решение проблемы земель бывшей коллективной собственности. Таких земель, фактически не имеющих собственника, у нас около 1,5 млн га. И почти все они используются в тени.
Законопроект предусматривает механизм дораспаевки сельскохозяйственных угодий коллективной собственности между членами коллективных сельскохозяйственных предприятий. Если же этого не будет сделано, земли решениями судов перейдут в собственность громад.
В коммунальную собственность также будут переданы земли под лесополосами, что очень важно, поскольку сегодня они массово вырубаются. И вырубаются именно потому, что лесополосы фактически не имеют собственника.
Если по каким-то причинам законопроект №4355 не сможет объединить политические силы парламента, и камнем преткновения станет именно передача земель только для ОТГ, то в Раде зарегистрирован еще один законопроект – №7118-1.
Он был внесен в качестве альтернативы к правительственному законопроекту №7118. Последний передает земли за пределами населенных пунктов объединенным территориальным громадам, но не решает ни одного из тех важных земельных вопросов, которые поднимаются в законопроекте №4355.
Именно поэтому я и другие члены Аграрного комитета решили внести альтернативный законопроект №7118-1, который бы сохранил весь комплекс ключевых норм законопроекта №4355. Потому что просто передать землю ОТГ – это, конечно, хорошо, но другие вопросы с повестки дня это не снимает.
Как и законопроект №4355, законопроект №7118-1 содержит и вопросы контроля и полномочия по утверждению градостроительной документации и нормативной денежной оценки земель за пределами населенных пунктов, и порядок установления и изменения границ территориальных громад, порядок передачи в частную и коммунальную собственность земель бывшей коллективной собственности, и пр.
Кроме того, законопроект №7118-1 содержит четкий порядок передачи земель за пределами населенных пунктов в коммунальную собственность ОТГ, тогда как правительственный проект устанавливает, что этими землями они будут только распоряжаться.
Кроме того, были предусмотрены и расширение полномочий местных советов в сфере планирования территории.
Функции утверждения планов детальной планировки и планов зонирования территории за пределами населенных пунктов предлагается передать от председателей РГА сельским, поселковым и городским советам.
Закон vs распоряжение Кабмина
Ну, и несколько слов о том, что произойдет, если политики снова «заговорят» этот вопрос и ни один из законопроектов так и не будет принят.
Тогда объединенным громадам остается только надеяться на выполнение правительственного распоряжения «О передаче земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности в коммунальную собственность объединенных территориальных громад».
Но, как я уже сказал, комплексности в решении этого вопроса не будет. По сравнению с законом, можно выделить следующие недостатки этого пути решения вопроса:
громады получат только земельные участки сельскохозяйственного назначения. Других земель правительственное распоряжение не касается;
передача земельных участков будет осуществляться выборочно, и какие именно участки передаются, будет определяться в ручном режиме;
передача арендуемых земельных участков будет осуществляться только с согласия арендаторов, ведь этого требует статья 9 Закона Украины «Об аренде земли». А уверенности в том, что каждый арендатор согласует этот вопрос, пока нет;
процедура передачи во многих случаях потребует бюджетных средств на изготовление землеустроительной документации.
Всех этих недостатков можно было избежать, если бы был принят любой из вышеуказанных законопроектов.
Вместо заключения
Что остается? Даже сейчас все еще нельзя сказать, что после провала трех децентрализационных законопроектов ситуация с передачей земель местным громадам зашла в тупик.
В Раде есть другие варианты, ничем не хуже, а возможно, даже и более сбалансированные. По-прежнему все зависит только от политической воли.
Между тем все сельские головы моего 147-го избирательного округа во время общения со мной единодушны: даже если «эпохальное» решение о передаче земель громадам будет принято, передавать будет особо нечего.
Почти вся «ликвидная» земля уже роздана в аренду на десятки лет, и когда она перейдет в собственность или распоряжение громад, последние все равно не смогут ею распорядиться. И чем дальше мы заговариваем эту проблему, тем меньше и меньше остается этой земли.
Конечно, можем заново вносить уже проваленные инициативы на новой сессии парламента. Их заново будут рассматривать и профильный комитет, и другие комитеты. Но это очередная потеря времени в вопросе, который еще несколько лет назад был неотлагательным, а сейчас стал уже критическим.
Все споры в парламенте вокруг законопроектов по поводу земельной децентрализации касаются только двух вопросов: кто будет распоряжаться землями за пределами населенных пунктов тех громад, которые не объединились.
И какой орган будет осуществлять государственный контроль над использованием и охраной земель. Если эти вопросы будут сняты, положительное голосование состоится довольно быстро.
И, на мой взгляд, политические силы вполне будут способны найти тот вариант, который поддержат все. Дальнейшее же «заговаривание проблемы» так и оставит все в подвешенном состоянии.
Так или иначе, но закон о земельной децентрализации принимать надо. Даже если эти земли уже давно розданы в аренду, рано или поздно они все равно вернутся к громадам. А именно земля является одной из основ их экономической самодостаточности.
Поэтому принятие этого закона – это не только решение нынешних злободневных вопросов, это – фундамент для построения мощного государства в будущем.