1. Главная
  2. Блоги
  3. Призрачность изменений. Заработает ли с 1 апреля медицинская реформа?

Призрачность изменений. Заработает ли с 1 апреля медицинская реформа?

В конце января вступил в силу закон «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания». Поэтому, по графику медицинской реформы, уже с апреля начнется официальное подписание деклараций на обслуживание с врачами на первичном уровне, а в июле должна заработать Национальная служба здоровья.

Все мы неоднократно слышали о преимуществах реформы, обещанных МЗ, но все это лишь призрачность изменений. К сожалению, красноречивые декларации пока не имеют реальных возможностей для их воплощения.

Начнем с заключения договоров.

Реформаторский пакет по «первичке», в соответствии с принятыми законопроектами, предусматривает, что каждый гражданин Украины за март-июнь должен определиться, кто именно является его семейным врачом, и заключить с ним договор об обслуживании. Это может быть любой врач, работающий на «первичке», независимо от того, в каком регионе он проводит свою деятельность. Он может быть как штатной единицей в поликлинике, так и частным предпринимателем.

Какие «подводные камни» ожидает это первое «договорное» мероприятие?!

Во-первых, отсутствует объективная информация о квалификации отдельных врачей, из-за чего большинство пациентов окажутся под влиянием искаженной и необъективной «рекламы».

Во-вторых, те врачи, которые окажутся «проворнее», сознательно отсортируют граждан в близлежащих домах, в результате чего самые и самые сложные будут распределены по «остаточному» принципу.

Также трудно себе представить ситуацию, когда врач будет осуществлять выезды к пациентам из отдаленных районов города. Сколько таких вызовов он сможет обслужить и останется ли у него время на прием граждан?!

Кроме того, следует отметить, что весь договорный процесс, скорее всего, будет происходить под давлением руководства Центров первичной медико-санитарной помощи (поликлиник, амбулаторий), которое не будет заинтересовано в создании нового порядка. Гораздо проще, как сейчас: жители прикреплены к врачам по микрорайонам, оплата труда сильно не варьируется, чтобы не создавать конкуренцию внутри коллектива.

В этом вопросе стоит обратить внимание и на предложенную границу в количестве 2 тыс. пациентов на одного семейного врача. Если разделить население Украины, которое, по данным Госкомстата, достигает 42 млн 603 тыс., на этот норматив, то получим недостаток чуть более 17 тыс. семейных врачей. По ориентировочным данным, их у нас реально меньше 10 тыс. В ближайшие годы это количество вряд ли существенно увеличится, скорее наоборот – врачи являются одной из ведущих групп трудовой иммиграции. Как же быть с теми, кому не хватит специалистов, куда им бежать с бланком договора?

Следующее направление – гарантированный пакет обслуживания на «первичке».

Документами действительно предполагается широкий перечень обследований, анализов и диагностических процедур, которые могут потребоваться человеку при обращении к врачу. И, несмотря на то, что и раньше, даже в советское время, участковые терапевты должны были выполнять практически все позиции, указанные в новейших разработках Минздрава, возникает вопрос: есть ли у нас необходимая диагностическая и процедурно-манипуляционная база для обеспечения предписаний семейного врача?

Надо заметить, что постепенно уходит в тень тема гарантии государства по бесплатному обеспечению лекарствами на «первичке», хотя это было одним из самых ярких «брендов» концепций от новой команды Минздрава, предшествовавших принятым законопроектам. Сейчас это важное для населения обещание заменила скромная фраза: «обеспечение лекарствами в соответствии с государственными и муниципальными программами». Интересно, сколько таких программ реально работает на первичном уровне?

Да, к сожалению, мы имеем только пакет, к которому еще не можем добавить слово «гарантированный».

И еще один вопрос из сферы «лукавых» цифр: если на каждого человека в год должны установить финансирование примерно на уровне 370 грн, на что это может хватить?

Учитывая то, что сегодня люди вполне небезосновательно не доверяют результатам исследований в государственных лабораториях и не имеют ни желания, ни времени высиживать в утренних очередях под кабинетами, они будут выбирать платные диагностические центры, где общий анализ крови стоит минимум 100 грн. Предположим, что каждый прикрепленный хоть раз в год должен сдать такой анализ, а еще мочу, а еще пройти флюорографию и т.д.. Что же тогда останется на зарплату семейного врача, которую уже обещают в размере более 10 тыс. в месяц?

Вообще новая модель системы финансирования не имеет четкости и ясности: кому будут поступать средства – на счет врача или на счет заведения?

Давайте подумаем: если на счет амбулатории, то, пожалуй, это заведение само будет делить полученные в расчете на одного врача 60 тыс. грн в месяц. Часть получит сам врач за количественные и качественные результаты, а остальные средства пойдут на содержание аппарата, закупки, зарплату младшему персоналу и немедицинским работникам. Здесь все ясно, но возникает вопрос: что в этом механизме нового, кроме красивой вывески о нормативном финансировании, ведь примерно то же есть и сейчас?!

В противном случае врач будет распределять средства на содержание других медицинских и немедицинских работников – администрации заведений, медсестер, санитарок, а также на финансирование диагностики, лабораторных исследований, профилактики, физиопроцедур, прививок, капельниц, пребывания в дневном стационаре и тому подобное. А помимо всего этого, он еще и должен отыскать себе зарплату. Но для того, чтобы реализовать этот подход, должен быть выписан очень сложный правовой и финансовый механизм: как делить эти средства, каков порядок их перераспределения. Важно осознать, что Казначейство без этого не выделит ни копейки. Этого механизма нет...

На самом деле вопросов накопилось очень много, и все они требуют четкого ответа, иначе рано или поздно окажется, что Украина переступила черту «гуманитарной катастрофы». Следовательно, нужно довести до сознания руководящего состава Минздрава, что прежде чем возводить стены, важно заложить фундамент для реформ, которого сегодня нет.

 

Распространить
Блоги
Похожие статьи
Тема недели
Видео
Фото
Газета
Facebook